Как-то мне рассказали, что в русском языке слово 'мир' означает не просто мир, а 'мир на наших условиях'. Именно это его значение пришло на ум, когда я читал статью российского президента Владимира Путина об энергетической безопасности, опубликованную в вашей газете 1 марта под названием 'Три больших вопроса для 'большой восьмерки' ('The Big Three For The G8'). Да, энергетическая безопасность в мире будет обеспечена - но на российских условиях.
Российская концепция энергетической безопасности основывается на том, что эта страна контролирует более четверти доказанных общемировых запасов природного газа; на ее долю приходится почти 22% поставок этого сырья на международный рынок. Манипулируя объемами добычи газа, Россия сможет определять ситуацию на мировом рынке, играя ту же роль, что Саудовская Аравия играет на рынке нефтяном.
Территориально Россия расположена как в Европе, так и в Азии: это означает, что она может поставлять газ в Европейский союз, Индию и Китай одновременно, или сталкивать их лбами, требуя за него любую цену, какую пожелает. Уже в этом десятилетии она станет по-настоящему глобальным игроком в этой сфере, начав поставки сжиженного газа в Канаду и США.
Подлинную энергетическую безопасность мы можем обеспечить только собственными усилиями. Любая страна, в том числе и Канада, способна добиться такой безопасности, сокращая энергопотребление и развивая собственные источники снабжения энергоносителями.
Ларри Хьюз, Группа энергетических исследований при кафедре электронных и компьютерных технологий Университета им. Дальхузи (Dalhousie University), Галифакс