Сегодня, когда механизмы международного сотрудничества оказались под угрозой, особую роль могут сыграть Индия, Китай и Бразилия
В недавнем Послании Конгрессу Джордж Буш вновь подтвердил свою приверженность 'долгосрочной исторической задаче' - распространению демократии. Визит в Индию дает ему возможность сделать очередной шаг для воплощения этой программы. Он может инициировать процесс расширения 'большой восьмерки', предложив принять Индию в ее состав.
Превращение к 2007 г. 'восьмерки' в 'девятку' за счет включения в ее состав крупнейшей по численности населения демократической страны мира станет признанием значительного прогресса, которого добилась Индия на пути превращения в одну из ведущих держав с рыночной экономикой с 1984 г., когда премьер-министром страны стал Раджив Ганди (Rajiv Ghandi). Кроме того, это будет способствовать укреплению сильно разладившегося механизма коллективных действий международного сообщества.
Почему действовать следует через 'восьмерку'? Ну, во-первых, в 2005 г. альтернативный путь - увеличение количества постоянных членов Совета Безопасности ООН за счет включения в его состав Индии, Японии, Германии и Бразилии, а также одной из африканских стран - был блокирован, и скорее всего в обозримом будущем ситуация здесь не изменится. Конечно, 'большая восьмерка' не обладает, да и не должна претендовать на обладание, столь широкими функциями и официальными полномочиями, как Совет Безопасности. Однако неформальный характер этой организации и относительная 'узость' ее компетенции имеют и свои сильные стороны. По сути, она представляет на международной арене интересы демократических стран с рыночной экономикой.
Точкой отсчета создания 'восьмерки' стал 1975 г.: тогда в Рамбуйе под председательством президента Жискар д'Эстэна прошла встреча 'группы шести' ведущих промышленно развитых стран. С тех пор группа избегает прямой институционализации. У нее нет ни постоянного секретариата, ни официальной структуры.
Важно и то, что в этой организации отсутствует гарантированное членство. Если страна отошла от основополагающих принципов демократии и рыночной экономики, ее могут просто не пригласить на следующие встречи.
Некоторые полагают, что в 2002 г. 'большая семерка' поторопилась, предоставив России полноправное членство в этой группе. Однако, выступая за превращение 'семерки' в 'восьмерку', президент Клинтон поступал абсолютно правильно: он по заслугам вознаградил президента Ельцина, ничем при этом не рискуя - ведь он хорошо понимал, что членство в группе станет политическим 'механизмом сдерживания', препятствующим сворачиванию экономических и демократических реформ в России.
Кроме того, расширение 'восьмерки' станет весьма необходимым и своевременным подтверждением приверженности принципу коллективных действий на международной арене. В последние годы по этой системе был нанесен сильнейший удар.
Тому есть две причины. Во-первых, возникло ощущение, что ООН - ставшая в послевоенный период главным воплощением принципа коллективных действий - не только слабая, но и коррумпированная организация. Во-вторых, распространилось мнение о том, что США больше не заинтересованы в его соблюдении.
Каким образом расширение 'восьмерки' поможет нам вернуться к этому принципу? Дело в том, что после вторжения в Ирак и острых разногласий относительно его легитимности, вопрос о коллективных действиях зачастую рассматривается лишь в контексте военных акций. Конечно, проблема его соблюдения в ходе таких акций чрезвычайно важна и неоднозначна. Но коллективные действия столь же важны и в вопросах, связанных с экономикой, торговлей, здравоохранением и глобальным потеплением - а ведь все эти проблемы значились в повестке дня последнего саммита 'восьмерки' в Глениглсе.
Есть и другие проблемы того же порядка, которые будут рассматриваться на будущих встречах 'восьмерки': особенно важен в этой связи вопрос о том, как наладить механизм подлинно коллективных действий, скажем, в сфере энергетической безопасности, в рамках существующих международных институтов.
Помимо членства Индии в 'восьмерке', стоит задуматься и о Китае. Китайский юань приобретает все большее значение в рамках международной финансовой системы, и превращение 'девятки' в 'десятку' за счет присоединения Китая, возможно, будет способствовать деятельности МВФ. Что же касается торговли, то в предварительном обсуждении политики ВТО уже участвует весьма многочисленная группа стран, и большим влиянием в рамках этого процесса пользуются Китай и Бразилия. С учетом масштаба перемещения людей по всему миру, вопрос о борьбе с эпидемиями уже стоит в повестке дня 'восьмерки' (и в этой области она сотрудничает с Всемирной организацией здравоохранения), а Китай - один из крупных очагов 'птичьего гриппа'. Что же касается глобального потепления, то по объему выбросов парниковых газов эта страна занимает второе место в мире.
Таким образом, с точки зрения всех этих проблем невоенного характера, расширение 'восьмерки' было бы весьма полезным делом. Однако реформы нужны и для создания эффективного механизма коллективных действий в военных вопросах. Как показывает опыт Афганистана, в ходе трудных и опасных миротворческих операций единственным из существующих институтов, способным осуществлять жесткие военные акции, является НАТО.
Впрочем, маловероятно, чтобы эта организация взяла на себя более важную роль в Ираке. Выход из ситуации заключается в том, чтобы задействовать другие крупные державы при лидирующей роли НАТО. Так, Россия приняла участие сначала в миротворческой операции в Боснии, а затем и в Косово. Японский и итальянский контингенты, даже без участия НАТО, присутствуют в Ираке наряду с американскими и британскими войсками. Все шесть стран, которые одновременно являются членами 'восьмерки' и НАТО, направили свои воинские части в Афганистан.
Так что, возможно, мы уже создаем приемлемый коллективный механизм легитимного вмешательства с участием НАТО, который позволяет свести к минимуму противодействие таким акциям в рамках международного сообщества и, благодаря своему неформальному характеру, может, в случае необходимости, обеспечить оперативность военной акции. НАТО может играть роль 'тяжелой артиллерии' при осуществлении коллективных миротворческих операций в соответствии с соответствующими резолюциями ООН или с молчаливого согласия Совета безопасности.
Как это повлияет на деятельность ООН? Некоторые считают, что 'размывание' ее полномочий в качестве единственного органа, санкционирующего военные действия, не подпадающие под категорию самообороны, попросту неприемлемо. Однако единственная альтернатива этому - бездействие. Неужели, после геноцида в Руанде и Дарфуре, мы можем с этим согласиться? Вспомним: в 1991 г. для изгнания Саддама Хуссейна из Кувейта требовались коллективные действия в рамках широкой коалиции, но ООН была неспособна организовать такую операцию. Задача состоит в том, чтобы действовать в духе Устава ООН - даже если его букву удается соблюсти не всегда.
Если мы не выработаем более эффективного механизма коллективных действий, в международных отношениях, за неимением альтернативы, будет и дальше царить унилатерализм. Расширив 'восьмерку', сначала за счет Индии, а в будущем - Китая и Бразилии, президент Буш может способствовать созданию новой - гибкой и неформальной - системы коллективных действий в международных отношениях.
Дэвид Оуэн в 1977-79 гг. занимал пост министра иностранных дел Великобритании