Если бы Михаил Горбачев не был таким понимающим, он, быть может, почувствовал бы огорчение в связи с тем, что ни Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher), ни Джордж Буш-старший (George H. W. Bush) не смогли присутствовать на праздновании его 75-летия вчера в Москве. В конце концов, он сделал наш мир гораздо более безопасным, чтобы они смогли уйти на пенсию. Но он может втройне утешиться тем, что он моложе и здоровее, чем его отсутствующие гости, и пользуется все возрастающей популярностью у себя на родине.
Популярность - понятие относительное. Человека с неизменной улыбкой на лице и с похожим на географическую карту родимым пятном на лбу все еще проклинают его соотечественники за утрату их советской империи, через 15 лет после того, как он, возвратившись с Черного моря в пуловере без воротника, узнал, что смещен со своего поста в результате заговора. Всего 19% россиян признаются в том, что он им нравится, или что они его уважают. Однако это на 18% больше, чем проголосовали за него в последний раз, когда он 10 лет назад попытался вернуться в национальную политику.
Тогда за пределами Советского Союза г-на Горбачева считали провидцем, который спас мир от взаимного гарантированного уничтожения, без борьбы разрешив Восточной Европе пойти своей дорогой, а после стоически вынеся ритуальное унижение от Бориса Ельцина в прямом эфире по телевидению. В самой России его считали олицетворением всех женоподобных мужчин, предателем многовекового сильного империализма, поддавшимся на западную лесть и очарованным звуками собственного голоса. То, что этот голос пришел из Ставрополя, никак не помогало; культурные снобы в Москве и Санкт-Петербурге все еще презрительно надсмехаются над низким южным говором Горбачева и его нераскатистым произношением буквы "р".
В истории человечества очень редко бывало, чтобы кто-то руководил почти бескровным распадом империи, и уникально, что этот человек продолжает жить как знаменитость в наш реактивный век. Ваше здоровье, сэр. И спасибо Вам за то, что не вызвали танки.