Москва рискует на Ближнем Востоке по-крупному. На карту поставлена внешнеполитическая репутация Кремля. Но и выигрыш, который сулит президенту Владимиру Путину, судя по всему, ему тоже дорог: Россия должна снова стать признанной великой державой. Поэтому по всему миру идет поиск партнеров, признающих ведущую роль Москвы. При этом взор все чаще обращается в сторону мусульманского мира, которому Путин настойчиво предлагает свою страну в качестве гаранта.
То, что Путин способен на внешнеполитические развороты, показала уже его молниеносная реакция на террористические акты, совершенные 11 сентября в Нью-Йорке и в Вашингтоне, когда он первым из иностранных политиков выразил соболезнование своему коллеге Джорджу Бушу (George W. Bush), предоставил право пролетов через территорию своей страны и согласился с размещением военных баз США в Средней Азии для борьбы против террора. В то время Путин не посчитался с сомнениями людей в военной форме, которые теперь пытаются снова избавиться от призраков, вызванных Путиным у самых ворот России.
Сегодня почти аналогичной кажется ближневосточная политика Москвы: после распада Советского Союза, который без всяких условий поставлял оружие палестинцам в качестве противовеса поддержке Израилю со стороны США, интерес к этому кризисному региону пропал. Но затем сотням тысяч российских евреев разрешили эмигрировать в Израиль, у многих из них - двойное гражданство. Поэтому возвращение к политике, проводимой по отношению к мусульманскому миру с позиций государства-гаранта, по меньшей мере, вызывает сомнения, поскольку жертвами исламистского террора в Израиле становятся часто российские эмигранты.
Но для Путина главное не палестинцы и не его соотечественники в регионе. Для него речь идет, в первую очередь, о великодержавных амбициях России. Избрание палестинской экстремистской организации ХАМАС на демократических выборах он назвал, почти не скрывая злорадства, "очень серьезным ударом по американским усилиям на Ближнем Востоке". Москва, по меньшей мере, сегодня считает, что слово за ней.
Приглашение Путиным ХАМАС на политические переговоры в Кремль последовало незамедлительно. И столь же быстро было приуменьшено значение этого приглашения: в частности, было сказано, что в Москву прибудут два политика из ХАМАС, но не руководство движения. Поскольку в ином случае Путину пришлось бы отвечать на неприятный для него вопрос, почему он ведет переговоры с палестинской террористической организацией, а не с руководством чеченских групп сопротивления.
Столь же неровную внешнеполитическую линию Путин ведет в отношении Ирана: Кремль слишком поздно понял, что он, строя атомную электростанцию в Бушере, поддерживает также мулл в изготовлении бомбы. Вашингтон не один год делал предостережения как раз в связи с этим. Кремль пренебрег этими предостережениями, аргументируя тем, что США всего лишь хотят изолировать Россию от важных политических и экономических партнеров.
Сегодня внешнеполитические стратеги России пытаются опять проявлять сдержанность. Поскольку, взглянув на карту, они, видимо поняли, что иранские ядерные ракеты могут легко поражать российскую, но не американскую или британскую территорию.
Но Москва, ведя переговоры с муллами, лишь помогает им затягивать время. И до той поры, пока Кремль действует не по согласованию с международным сообществом, а в одиночку.
В результате Россия оказывается перед дилеммой: с одной стороны, Кремль не хочет, чтобы у Ирана была атомная бомба, с другой стороны, отсутствие компромисса свидетельствует о том, что у Путина нет сколь либо значимого влияния в Иране, как, впрочем, и в ХАМАС. Кстати, Москва, повернув на курс Запада, сразу же утратила свою роль страны-гаранта на Ближнем Востоке.
Иран и Сирия, поддерживающие ХАМАС, являются важными экономическими партнерами России. Они относятся к числу совсем немногих стран, которые покупают у России не только сырье. При этом речь идет прежде всего об оружии и оборудовании. К этому надо добавить нефтяные и газовые интересы российских концернов.
Но Иран для Москвы важен не только в экономическом плане. Дело в том, что в России, о чем часто забывают, насчитывается сегодня 15 миллионов мусульман, которые являются самой крупной и быстро растущей частью населения в Европе.
Помимо этого ни Иран, ни Сирия или Палестина не поддерживали чеченцев, пока считали, что Москва на их стороне. А в связи с новым сближением мусульманских среднеазиатских государств СНГ с Кремлем исламский элемент в России будет приобретать все большее значение.