В Европе разгорается принципиальная дискуссия по вопросу возможностей совместного обеспечения индустриальными государствами своей энергетической безопасности. Польша и Германия представили в связи с этим два диаметрально противоположных варианта. Польское правительство настаивает на подписании "Европейского договора по энергетической безопасности" (EEST), в рамках которого государства НАТО и ЕС, в первую очередь, должны оказывать помощь партнерам по договору. Правительство Германии относится к этой концепции скептически и отдает предпочтение "модели сотрудничества" с подключением важных поставщиков, таких, как Россия.
Подоплекой дискуссии является растущая зависимость европейцев от поставок энергоносителей из стран, которые считаются политически нестабильными. В связи с российско-украинским конфликтом из-за поставок газа в начале года и строительства германо-российского Балтийского газопровода беспокойство по поводу энергетической безопасности своих стран проявляют прежде всего правительства восточноевропейских государств. Поэтому они требуют солидарности западноевропейских партнеров. Поэтому с осторожной поддержкой предложения выступают в Венгрии, Чехии и в Словакии, а также в странах Балтии. В то же время скептически к предложению относятся, например, Франция, Бельгия, Испания и Португалия.
Польское правительство уже передало партнерам по ЕС концепцию договора об энергетической безопасности, текст которой имеется в редакции газеты. Две недели назад польский премьер Казимеж Марцинкевич (Kazimierz Marcinkiewicz) изложил суть идеи оказания помощи в виде девиза трех мушкетеров Александра Дюма (Alexandre Duma): "Один за всех - и все за одного". В концепции говорится: "В случае угрозы энергетической безопасности одному или нескольким членам все остальные государства, подписавшие договор, оказывают всяческую помощь и поддержку, кроме использования вооруженных сил".
Дипломаты спорят по поводу предложения Польши из-за того, что она хочет сделать договор открытым для всех членов НАТО и ЕС. Польша решительно настаивает на том, чтобы частью системы безопасности были США. Согласно польскому предложению, договор должен основываться на документах, определяющих деятельность ЕС и НАТО, но являться самостоятельным международно-правовым документом.
Помимо этого Варшава предлагает выделить "небольшие общие средства" для управления частью единой энергетической инфраструктуры, не используемой в коммерческих целях. Для финансирования должны быть привлечены средства, как правительств, так и частных компаний. Польское правительство настраивается на долгую дискуссию. "Мы даем нашим европейским руководителям какое-то время и не ждем сразу же полного согласия", - сказал Рышард Шнепф (Ryszard Schnepf), внешнеполитический советник премьера Марцинкевича.
В Берлине и в Париже относятся к этим представлениям с заметной сдержанностью. Жак Ширак (Jacques Chirac) отвергает энергетический пакт по образцу НАТО. Вместо создания фронта против России министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), член СДПГ, предлагает "модель сотрудничества" поставщиков энергоносителей, транзитных стран и стран потребителей. Нужна модель, "которая не была бы направлена против кого-то", говорится в конфиденциальном документе штаба планирования внешнеполитического ведомства. Штайнмайер решительно предостерег от возврата к мышлению категориями новой "холодной войны".
Концепция, по представлениям Берлина, должна попытаться исключить борьбу за передел, вызванный необходимостью соблюдения правил поведения. Санкции эта модель, имеющая пока общие очертания, не предусматривает. Целями должны быть одновременно безопасность снабжения, экономичность и безопасность для окружающей среды.
Комментаторы польских газет ставят вопрос, какой европейской солидарности правительство Марцинкевича ожидает в энергетических вопросах, если оно очень эгоистично ведет себя в решении других проблем ЕС. Недавно это нашло свое проявление в дискуссии относительно налога на добавочную стоимость, критикуют они.
Дискуссия по вопросу энергетической безопасности занимает также Большую Восьмерку. Еще две недели назад правительства западных стран настаивали на том, чтобы Россия подписала Европейскую энергетическую хартию. Документ исключает использование поставок энергоносителей в качестве политического оружия. Государства ЕС и США теперь надеются, что Россия, возглавившая в этом году Большую Восьмерку, подпишет Хартию еще до июля, чтобы не ставить под угрозу успех саммита Большой Восьмерки.