Эта драма в духе Кафки будет разыгрываться в Москве в течение следующих недель, и в финале мы, скорее всего, не узнаем, кто же убил бывшего журналиста Forbes Пола Хлебникова летним вечером 2004 г. в столице России. Так в этом городе ведутся дела.
Комитет в защиту журналистов (Committee to Protect Journalists) сообщает, что по числу убийств Москва входит в первую пятерку городов мира. Хлебников вступил в конфликт с кем-то во власти, но ответчики - все до единого чеченцы - не виновны. Почему? Потому что так сказала жертва. 'Убийца был русским', - были его последние слова.
Заказные убийства в Москве столь же обычны, сколь переход улицы на красный свет в Манхэттене. При нынешнем мэре Юрии Лужкове [у автора - Lushzkov, прим. пер.], город кишит преступностью. Вступить в конфликт с мэром нетрудно.
Те, кто занимался легальным бизнесом, собрали свои вещи и уехали - лучше уж признать поражение. Даже бесстрашный и рисковый Дональд Трамп (Donald Trump) не захотел сюда влезать. Когда одна знаменитая московская гостиница искала инвесторов, Трамп, как говорят, воскликнул: 'У меня что, на лбу написано 'безумец'?
Москва хуже Чикаго 1920-х годов: здесь и мафия, и преступления на национальной почве, и контрабанда оружия и наркотиков, и азартные игры, и вымогательства, и похищение людей, и убийства, и изнасилования, и ограбления, и поджоги.
Преступный мир Москвы - змеиная яма жадности и коррупции. Лужков относится к нему терпимо, а может, даже поощряет его. По крайней мере, правосудие здесь бессильно. Канадский предприниматель Даг Стил (Doug Steele), которому в Москве принадлежит ночной клуб, недавно подсчитал, что милиция, чиновники и русская мафия получили от него взяток на миллион долларов. По крайней мере, он жив.
Это подчеркивает мужество Пола Хлебникова. Русский по происхождению, красивый молодой житель Нью-Йорка приехал в Москву, чтобы издавать здесь русскоязычное издание журнала Forbes. Он был достаточно смел, чтобы писать об олигартах [в тексте - oligarths], коррупции, мафии, и это стоило ему жизни. Его семья пыталась сделать процесс открытым для прессы, но ей не разрешили. Горе - сильное оружие, но Москва холодна и безучастна.
Теперь группа журналистов собирается самостоятельно провести расследование убийства Хлебникова. Надеюсь, что им это удастся, но шансы невелики. Единственная надежда - на свободную и открытую прессу. Но в Москве нераскрытые убийства и судебные процессы за закрытыми дверями - норма.
В августе прошлого года 36-летний Шевалье Нусуев, богатый российский бизнесмен, подозреваемый американскими властями в том, что благодаря его стараниям судьи обеспечили победу российским фигуристам на зимней олимпиаде 2002 г., был застрелен в своей московской квартире. В сентябре был убит журналист радио 'Свободная Европа' Искандер Хатлони [у автора Iksander Khafloni - прим. пер.]. Он расследовал нарушения российскими военными прав человека в Чечне. Через два месяца, в ноябре 2005 г. видный итальянский бизнесмен Пьер-Паоло Антинори (Pier Paolo Antinori), 56, был убит 'предположительно при попытке ограбления' - в Москве это значит 'заказное убийство'. В том же месяце директор Центра американского английского Вардон Кушнир (35) был избит до смерти в своей московской квартире.
Красная площадь получила свое название в средние века, потому здесь происходили массовые казни диссидентов и политических противников царя. Сначала отрубали руки, ноги, язык, а потом уже голову. Долго ли будет существовать Красная площадь при мэре Москвы?
По крайней мере, пока я надеюсь, что редкие голоса таких, как Пол Хлебников, им не удастся заткнуть.
Цотне Бакуриа - бывший член грузинского парламента. В настоящее время дает лекции в Университете Джорджа Вашингтона (George Washington University)