Администрации Буша (George W. Bush) следует перестать делать вид, что Россия является подлинным стратегическим партнером, и принять новую политику "избирательного сотрудничества" и "избирательной оппозиции" к авторитарному правительству президента Владимира Путина, заключила двухпартийная специальная комиссия.
В своей мрачной оценке "нисходящей траектории" России при Путине в последнее время Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations) утверждает, что в России происходит откат от демократии, растет коррупция, а Кремль становится все более сильной помехой для интересов США. Доброжелательность в отношениях между президентом Бушем и Путиным, в особенности заметная после нападений на Америку 11 сентября 2001 года, исчезла.
"Американо-российские отношения явно идут не туда, - написано в докладе специальной комиссии. - Разногласия вытесняют консенсус. Сама идея 'стратегического партнерства' перестала казаться реалистичной".
Бывший сенатор-демократ от штата Северная Каролина Джон Эдвардс (John Edwards), являвшийся вместе с бывшим министром жилищного строительства и городского развития республиканцем Джеком Кемпом (Jack Kemp) сопредседателем специальной комиссии, сказал, что администрация США не решается дать объективную оценку поведению Путина. "Они выпячивают положительные поступки России и стараются не заострять внимания на проблемах", - сказал он в интервью, добавив: "Нам нужно, чтобы мир видел, что происходит внутри России, и нужно, как минимум, чтобы Путин чувствовал давление на него".
В докладе выкристаллизовалась тенденция к переоценке России, нарастающая в Вашингтоне спустя 5 лет после первой встречи нынешних президентов США и России, когда Буш заявил, что сумел заглянуть в душу Путина. Вместо того чтобы продвигать демократию и западные ценности, этот бывший полковник КГБ принял меры к укреплению своего контроля над российским обществом и к устранению оппозиции.
Чиновники администрации США обеспокоены также другими событиями последних месяцев, в том числе маневрами России по выжиманию войск США из Средней Азии, использованием Москвой экспорта энергоносителей как оружия против своих менее крупных соседей, а также заигрыванием Путина с радикальной палестинской группировкой ХАМАС, которая только что выиграла парламентские выборы.
В то же время Москва заняла более близкую к Вашингтону позицию в попытках помешать Ирану создать ядерное оружие. Россия, которую одно время считали фактическим соучастником якобы осуществляемой Тегераном программы создания ядерного оружия, в последнее время совершила поворот кругом и сотрудничает с администрацией Буша в оказании давления на это исламское государство в пользу его отказа от амбиций такого рода, хотя Кремль по-прежнему выступает против санкций.
Неопределенность в отношении России спровоцировала дебаты внутри администрации Буша между теми, кто выступает за более жесткую линию, и теми, кто проповедует конструктивные отношения. Вице-президент Чейни (Cheney), которого причисляют к первому лагерю, недавно вызвал к себе для брифинга специалистов по России и попросил Директора национальной разведки Джона Негропонте (John D. Negroponte) сообщить ему дополнительную информацию о Путине. Государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) пытается сбалансировать озабоченность в отношении Путина с прагматической верой в то, что он все еще может быть важным партнером.
Озабоченность усугубляется тем обстоятельством, что Россия в этом году будет принимать у себя саммит Группы Восьми (G-8). Эта ситуация ставит под вопрос, действительно ли Россия принадлежит к клубу ведущих промышленно развитых, демократических стран мира. Некоторые критики, в том числе сенатор-республиканец от штата Аризона Джон Маккейн (John McCain), призвали бойкотировать саммит в Санкт-Петербурге.
Новый доклад может разжечь эти дебаты. В специальную комиссию входили такие знатоки России, как Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich), Строуб Телботт (Strobe Talbott), Майкл Макфол (Michael McFaul), Клиффорд Купчан (Clifford Kupchan), Фиона Хилл (Fiona Hill) и Койт Блэкер (Coit D. Blacker). Но Уолтер Слокомб (Walter B. Slocombe), работавший в администрациях Клинтона (Clinton) и Буша, выразил особое мнение, которое поддержали бывшие помощники Буша Роберт Блэкуилл (Robert D. Blackwill) и Дов Закхайм (Dov S. Zakheim), заявив, что "Соединенным Штатам следует согласиться с тем, что "внутреннее устройство России" не затрагивает их главные интересы, и "хладнокровно понять, что у нас имеются реальные различия и конфликты, но мы можем сотрудничать, когда наши цели де-факто совпадают".
Кемп и Эвардс планируют сегодня выступить в программе "Встреча с прессой" телеканала NBC, чтобы поговорить о своих выводах. В докладе особо подчеркивается впечатляющий экономический прогресс России после застоя 1990-х годов, но фокусируется внимание на ухудшении состояния демократических институтов, попавших под удары путинского Кремля. "В результате в России остались только внешние атрибуты демократического правления - их форма, но не их содержание".
Специальная комиссия отвергла призыв выкинуть Россию из G-8, но заявила, что "была гораздо ближе к тому, чтобы согласиться с этим призывом, чем полагала прежде". Вместо этого она высказала мнение, что Россию следует подвергнуть "по меньшей мере, неформальному испытательному сроку", и рекомендовала "де-факто оживить встречи в формате G-7, проводившиеся до того, как в 1990-х годах к этому клубу присоединилась Россия, чтобы выступать в роли "руководящей и координирующей силы" внутри G-8".
Разъясняя свои рекомендации относительно "избирательного сотрудничества" и "избирательной оппозиции", специальная комиссия сказала, что администрации Буша следует продолжать работать с Москвой в вопросе ликвидации российского ядерного оружия и заключить с ней соглашение об использовании атомной энергии в мирных целях, продолжая в то же время оказывать на Кремль давление в пользу отказа от его тактики внутренних нападок и внешнего давления. Соединенным Штатам, заявила комиссия, следует ускорить принятие в состав НАТО таких соседей России, как Украина и Грузия, и увеличить помощь продемократическим группировкам, вместо того чтобы сокращать ее, как это сделал Буш.