Отблески исчезнувшей "холодной войны" снова замелькали в новостях. Буквально на днях мир узнал, что итальянская парламентская комиссия пришла к "не имеющему разумных оснований для сомнений" выводу, что в 1981 году руководство Советского Союза пыталось физически устранить Папу Кароля Войтылу (Karol Wotyla), польского понтифика, известного как Папа Иоанн Павел II (John Paul II).
Примерно в это же время Михаил Горбачев принимал 200 именитых гостей в одном фешенебельном московском ресторане, где он отмечал свой 75-летний юбилей и бранил своего отсутствовавшего сменщика, Бориса Ельцина. Горбачев обвинил Ельцина в том, что тот в декабре 1991 года предательски, ни с кем не советуясь, распустил Советский Союз. "Он предал не только меня, но и страну, - сетовал последний руководитель СССР. - Это непростительная измена".
Если и существует общая нить, связывающая два вышеназванных сообщения, то это предположение, что исторические эпохи решительно не умирают в определенный день или в определенный год. У "холодной войны" есть жизнь после смерти. Она живет рефлексивными спазмами, которые остаются на долгие годы - в незавершенных спорах и оставшихся без ответа вопросах.
Воскрешенная в памяти Горбачевым "основная черта характера" Ельцина - злопамятство - отражает нечто большее, чем затаенную вражду политика, который получил всего 1% голосов, когда в 1996 году попытался выдвинуть свою кандидатуру в президенты России. Будучи крайне непопулярным у себя дома, Горбачев затронул глубокие струны российской души, когда резко критиковал Ельцина за вероломство и измену.
Россия, страна, население которой сокращается с пугающим темпом, зациклилась на трудности приспособления к своему постимперскому статусу. Несмотря на нежданные прибыли от резко взлетевшей цены нефти, россияне ежедневно видят противоречивые признаки жизнестойкости и угасания. Они все еще гадают, а не продали ли Горбачев с Ельциным законное место России в мире - вопрос, который возникает вновь, когда украинцы восстают против влияния Кремля, грузины отвергают диктат России, а чеченцы продолжают сражаться за выход из Российской Федерации.
В то время как россияне все еще борются с кремлевской автократией и имперской ностальгией, итальянское сообщение о покушении на Иоанна Павла II показывает, насколько глубоко шаблоны "холодной войны" укоренились на Западе. Правда это или нет, содержащиеся в сообщении утверждения, что существовал заговор советской военной разведки и нанятых ею болгарских исполнителей, были восприняты итальянскими левыми как чисто политический ход, а правыми - как своевременное напоминание о другой форме вероломства.
В Соединенных Штатах тоже до сих пор ощущаются последствия "холодной войны". Противозаконное подслушивание за американцами, притворство, что критики администрации слишком мягки к терроризму, как другие были мягки к коммунизму, сама концепция еще одной Долгой войны, которая способна оправдать целую уйму в ином случае неприемлемых установленных порядков - это все тени прошлого, паразитирующие на настоящем.