Несколько недель назад одна статья в известной российской газете 'Известия' вызвала бурю возмущения во всем Куршевеле. Статья называлась: 'Вы хотите быть обманутыми в Куршевеле? Русские это просто обожают!' (на самом деле статья называлась 'Русский бомонд зажигает в Куршевеле' - прим. перев.) Автор выступил с весьма неожиданными разоблачениями, а ведь этот снежный Сен-Тропе очень рассчитывает на богатых русских клиентов, которые в январе занимают практически все четырехзвездочные отели горнолыжного курорта.
Язвительная статья нашей российской коллеги начинается такими строчками: 'Куршевель сдыхает. Ездить туда уже не модно. Это знают любой клерк и любая секретарша: французы рвачи, сервис швах, официанты жулики, цены загробные для неотесанных нуворишей'. Это весьма тяжелые обвинения. Клод Фор (Claude Faure), президент компании 'Три Долины', которая эксплуатирует лыжные трассы Куршевеля, пытается смягчить ситуацию: 'Статья в 'Известиях' сделана сенсации ради. Упор делается на факты, которые, может быть, и имели место, но не так распространены и не имеют такого размаха, как описывается в статье. Мне кажется, что все эти примеры - четырех-пятилетней давности, сейчас такие злоупотребления практически искоренили'.
Но в самом Куршевеле языки потихоньку развязываются. Как только начинаешь говорить о русских, оказывается, что это запретная тема. 'Люди, которые извлекают выгоду из этого наплыва туристов из России, не станут пилить сук, на котором сидят, ведь это золотая жила, размеры которой трудно себе представить', - говорит один из инструкторов курорта. 'Вписать в счет лишнее вино, приписать "левый" кофе - все это местный почерк и "не изменяется такое никогда' - утверждают 'Известия'. Пожелавший остаться неизвестным хозяин бара рассказывает нам по большому секрету: У русских много наличных. Они путешествуют с толстыми пачками 200- и 500-евровых купюр. На дискотеках и в дорогих барах Куршевеля некоторые этим пользуются, умело округляя счета. Поскольку большинство русских не говорят по-французски, они не всегда замечают, что их надули.
В модных барах цена известных марок шампанского достигает астрономических величин, нескольких тысяч евро. Иногда сами бармены накидывают лишнюю выпивку. В некоторых ночных клубах место бармена считается очень престижным, поскольку они делают на русских много денег. В обед, когда русские заваливаются в дорогие рестораны вместе со своими инструкторами, им могут предложить престижные марки вин по непомерно высоким ценам, посчитать лишние бутылки. Один из официантов сказал мне, что не надо церемониться с этими русскими, которые могут запивать дорогое вино Кока-колой'.
Эрик Турнье, которому принадлежит не менее семи ресторанов в Куршевеле, возмущен: 'За двадцать лет работы я никогда не слышал ни о чем подобном. Я не вижу смысла в том, чтобы этим заниматься, на этом можно только погореть. Мы боремся за этих клиентов. Русские выбирают Куршевель потому, что им предлагают то, чего больше нигде нет. Естественно, Куршевель живет за счет роскоши, но мы стараемся предложить хорошее соотношение цены и качества'. Иветта Сакс (Yvette Sax), хозяйка известного ресторана Chalet de Pierres, расположенного прямо на склоне горы, не считает русских дойными коровами.
'Этим людям нужны продукты и услуги высшего качества. Естественно, все это стоит денег. И наши тарифы соответствуют услугам. Нам нет смысла резать курицу, несущую золотые яйца'. 'Известия' также живописали знаменитые отели Куршевеля: 'Окончательно прошла мода на отель Byblos. Теперь там живут "за неимением лучшего", но все-таки все стремятся попасть в Airelles. Это отель клубного типа, и потому зарезервировать там номер очень трудно. Кроме денег - 1200 евро в сутки за мизерный чуланчик - хозяева требуют специальных рекомендаций'. Генеральный директор отеля Airelles Северина Петилер-Белле (Severine Petilaire-Bellet) не пожелала прокомментировать эти обвинения. Но все, кто бывал в этом отеле, знают, что назвать его номера 'чуланчиками' - это все-таки слишком.
Мэр Куршевеля, Жильбер Блан-Тайер (Gilbert Blanc-Tailleur) уверяет нас, что 'в российских турагентствах, с представителями которых мы встречались в январе на лыжном салоне в Шамбери, туры в Куршевель по-прежнему пользуются большим спросом. И знаменитый миллиардер Роман Абрамович уже заказал себе номер на следующий год. Нет никакого бойкота нашего курорта'. Но главный магистрат Куршевеля все же признает: 'Нужно быть бдительными, ведь если русские перестанут приезжать в Куршевель, для нас это будет настоящая трагедия. Это уникальные клиенты, особенно в том, что касается их покупательной способности. Они стали нашими завсегдатаями, особенно в январе. И их нужно уважать. Возможно, были какие-то злоупотребления, но люди, которые этим занимаются, скоро пожалеют. Записать в счет три бутылки 'Шато Петрюс', когда клиент выпил только две - это опасная, самоубийственная игра'.
Однако местные коммерсанты не беспокоятся: 'У русских, которые приезжают сюда, столько денег, что их не разорит несколько лишних тысяч евро. Они никогда не будут жаловаться в общество защиты прав потребителей. Когда они едут кататься всей семьей, то у каждого родителя и ребенка свой инструктор, им платят по 500 евро в день. Да еще приглашают на обед за роскошный стол. Чем больше они платят, тем больше удовольствия получают. Дело не в цене. Они хотят самые красивые лыжи, самые красивые куртки, самые шикарные номера в отелях, самые лучшие вина, поскольку для них это символ успеха. Если бы цены снизились, некоторые из них просто растерялись бы. Русские будут к нам ездить, потому что Куршевель - это знаковое место'. Тут кто-то заметил, что некоторые русские бизнесмены этой зимой выбрали другие горнолыжные курорты, по соседству. 'Может быть, им надоело это жульничество в Куршевеле', - усмехается один из профессиональных туроператоров департамента Валь-д'Изер. . .
_________________________________________________________
И это - русские? ("The Observer", Великобритания)