ХАМАС демонстрирует, что не спешит пересматривать свою политику по отношению к Израилю. Это длится уже больше месяца, с тех пор как Исламская партия выиграла историческую победу на выборах в палестинский парламент. Его представители продолжают настаивать на том, что не сложат оружия до тех пор, пока Сионистское государство продолжает оккупировать территорию, захваченную в войне 1967 года. В краткосрочной перспективе такая твердая линия имеет смысл для ХАМАС. Вполне возможно, что на выборах в Кнессет, намеченных на конец марта, израильтяне могут избрать премьер-министра, который вовсе не будет склонным к переговорам. В то время как исполняющий обязанности премьера и лидер избирательной гонки Эхуд Олмерт намеревается проводить политику одностороннего вывода из оккупированных территорий, его конкурент, Беньямин Нетаньяху, отказывается рассматривать возможность любых уступок.
Назначенного на пост главы палестинского правительства Исмаила Хания едва ли можно упрекнуть в том, что он не протягивает руку своему партнеру по переговорам, так как он просто не знает его имя. Вопрос в том, смягчит ли ХАМАС свою позицию, если господин Олмерт выиграет выборы и продемонстрирует готовность возобновить переговоры. Палестинские исламисты идеологически возражают против существования Сионистского государства. Они полагают, что Израиль покинул Сектор Газа лишь потому, что не смог противостоять их вооруженному сопротивлению. Этот фактор не способствует изменению курса ХАМАС. С другой стороны, господин Хания и его союзники находятся под достаточно ощутимым давлением со стороны палестинского президента Махмуда Аббаса и влиятельных внешнеполитических игроков, для того, чтобы отказаться от вооруженной борьбы, признать Израиль и подтвердить соглашения, достигнутые в ходе переговоров в Осло.
ХАМАС предложил соблюдать постоянное перемирие при условии, если Израиль уходит из оккупированных территорий, освобождает палестинских заключенных, и позволяет возвращаться беженцам. Кажется, есть небольшой шанс, что Израиль уйдет из всех частей Западного берега (реки Иордан) или позволит беженцам переселяться в пределах его границ. К концу переговоров в Осло палестинцы (тогда возглавляемые ФАТХ) показали некоторые признаки гибкости по этим двум пунктам. В то время как ХМАС вряд ли готов с легкостью пойти на изменение своей позиции, стоит принять во внимание недавние опросы общественного мнения, которые показывают, что 84 процента палестинцев, включая 60 процентов его (ХАМАС) собственных избирателей, одобряют возобновление переговоров. Далее стоит учесть значительное внешнее давление на правительство, которое сформирует Хания, чтобы призвать его следовать умеренному курсу.
Израиль отказался передать палестинской власти право на взимание налогов и таможенных пошлин. Соединенные Штаты и Европейский Союз, вероятно, прекратят свою помощь Палестине на том основании, что они не могут направлять поток средств административному юридическому лицу, которым управляет 'террористическая' группировка. Совершенно очевидна недальновидность попыток загнать ХАМАС в угол, но Израиль и его союзники, видимо, надеются, что санкции создадут ситуацию, при которой президент Аббас сможет использовать свои конституционные полномочия для роспуска правительство Хания. Эта азартная игра может обернуться катастрофой, особенно если спровоцирует открытое столкновение между ХАМАС и ФАТХ.