Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Николай Петров, за что мы ему крайне признательны
____________________________________________________________
Прошлым летом Совет Европы опубликовал отчет, в котором Россию призывали прекратить относиться к "соседним и прочим странам региона как к зонам особого влияния". Отчет призывал Россию "конструктивно содействовать разрешению существующих проблем и прекратить действия, ... подрывающие суверенитет и территориальную целостность этих стран".
Ключевым посылом президента Буша президенту Путину должно быть, что собственная интеграция России в мировом сообществе, высоко оцениваемая ими цель, будет в опасности, если Кремль будет проводить политику подрыва демократических движений у своих границ.
Маловероятно, что существует какая-то общая директива по действиям России в отношении ее соседей. Скорее, действия России диктуются поочередно амбициями и ностальгией, замешательством и ошибочной информацией, раздражением и негодованием.
Действия России по отношению к бывшим республикам Советского Союза тоже разнообразны - они проявляются разными путями и производят разные результаты. Государства Балтии сегодня уверены в своей независимости и суверенитете, но они продолжают опасаться России. Балтийские лидеры и Украина заявляют, что Россия использует энергетику, как рычаг влияния, поскольку российские концерны приобретают ключевые элементы их энергетических секторов.
Украина и Белоруссия различаются между собой стремлением к независимости и полнейшей зависимостью. Украинский президент Виктор Ющенко предельно ясно выразил свое стремление добиться членства Украины в Европейском Союзе. Но он понимает, что жизненной необходимостью является избежать отчуждения от России, и предпринял шаги для достижения диалога с Кремлем, даже после того, как Россия отключила снабжение газом 1-го января. В противоположность Украине Белоруссия остается зависимой страной, где демократические выступления в преддверии выборов были жестоко подавлены.
На Кавказе и в Молдавии Россия старается изменить ориентировку своих соседей, однако успехов в этом она не добилась. В 2002 Россия предложила Грузии прекратить ее отношения с НАТО в сфере политики и защиты ее безопасности, и убеждала Грузию оставить российские базы на продолжительный период. В Центральной Азии диктаторы, ранее сопротивлявшиеся близким отношениям с Москвой, получили поощрение Кремля, который убеждает их жестко подавлять любые признаки религиозного возрождения. Только Россия и Китай одобрили убийство правительством Узбекистана сотен демонстрантов в Андижане прошлым летом.
Существуют признаки того, что Россия приспосабливается к новым реалиям. В Грузии Россия согласилась с установлением контроля Тбилиси над Аджарией, и помогла с устранением из Грузии лидера сепаратистов Аслана Абашидзе. В 2005-м российские и грузинские власти согласились на вывод войск, с датами и расписанием, и закончили с требованиями финансовой компенсации. Но тут возможны лазейки в последующих пактах, и российские войска и арсеналы могут быть задействованы в Армении, что настораживает Азербайджан.
Это в интересах как России, так и Америки, чтобы между Россией и ее соседями развивались доверие и сотрудничество. Соединенные Штаты должны стремиться убедить Россию, что они не пытаются трансформировать регион в зону американского контроля через "цветные" революции. То, что происходит там, есть часть процесса, который продолжается в Европе более чем 50 лет.
В то же время страны-соседи России нуждаются в уверениях в намерениях США защищать их независимость, целостность и стабильность. Отсутствие реакции Запада на вмешательства России заставляет некоторые новые демократии беспокоиться, что их суверенитет полностью подчинен другим ключевым интересам США с Россией.
В ближайшее время важным тестом станут выборы президента Белоруссии. Сегодня Белоруссия является одной из самых репрессивных среди бывших советских республик. На прошлой неделе милиция избила и задержала Александра Козулина, кандидата в президенты от оппозиции. Новый закон, проведенный через парламент в прошлом году, делает организацию публичных протестов, или даже заявления, оскорбляющие страну, преступлением, наказуемым заключением в тюрьму на срок от трех до пяти лет.
Выражая солидарность с оппозицией, Буш недавно встретился с вдовами двух белорусских лидеров, убитых правительством Лукашенко. Но, когда западные правительства разрабатывают стратегии на случай если международные наблюдатели сообщат о подлогах в выборах 19-го марта, они должны помнить, что основным финансовым и политическим спонсором Лукашенко является Путин.
Как долговременный план, Запад может подумать о более динамичном видении своих отношений с демократической Россией. Рабочая группа Совета по международным отношениям рекомендует: "Западные лидеры должны также разнообразить свои политические контакты внутри России. Недостаточно просто встречаться с представителями "гражданского общества". Открытые и постоянные контакты с политическими фигурами оппозиции и организациями являются более серьезным сигналом". Поступать подобным образом даст больше последовательности планам Буша в отношении свободы.
Марк Бжезинский (Mark Brzezinski) - вашингтонский юрист, был директором по связям с Россией и Евразией в Совете Национальной Безопасности в Администрации Клинтона.
____________________________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Николай Петров
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей