Энергетическая безопасность вышла на первый план в европейской и глобальной повестке дня. Причины этого понять нетрудно. Европа будет удовлетворять все большую часть своих энергетических потребностей за счет импорта энергоресурсов. Мы уже наполовину удовлетворяем их за счет внешних источников поставок. В соответствии с большинством существующих оценок, к 2030 году этот показатель по нефти вырастет до 90 процентов, а по газу до 70 процентов. Недавние споры России с Украиной, Грузией и Молдавией по поводу условий поставок газа заставили нас серьезно задуматься.
Если мы собираемся увеличивать импорт энергоносителей, нам необходимо обсудить данный вопрос и с зарубежными партнерами. Нам, как европейцам, имеет смысл делать это сообща. Мы уже ведем совместную работу в рамках Евросоюза по либерализации и интеграции энергетических рынков. Вполне разумно было бы дополнить эти действия согласованными усилиями в отношении внешних сторон. Если вести переговоры совместно, можно оказывать большее влияние.
Ошибочно говорить об энергетических проблемах только с точки зрения зависимости. Да, "мы" вынуждены покупать энергоресурсы за рубежом. Но и экспортерам надо их продавать. Сегодня всем известно, что ЕС импортирует 30 процентов энергоресурсов для удовлетворения собственных потребностей из России. Но не менее важно и то, что Россия получает 20 процентов всей своей экспортной выручки от продажи газа в Европу. Это отношения взаимозависимости. А чтобы решать вопросы в условиях такой взаимозависимости, нужны партнерство и доверие.
Энергоресурсы от прочей продукции отличают три фактора. Во-первых, запасы углеводородов порой находятся в нестабильных странах. Во-вторых, для того, чтобы доставить ископаемые до потребителя, необходимы долгосрочные и масштабные инвестиции. В третьих, глобальные энергетические рынки в своем функционировании далеко не совершенны. Особенно это касается газа, где практически отсутствует наличный рынок. По всем вышеперечисленным причинам, в энергетической политике большая роль принадлежит государству, которое призвано устанавливать рамки для компаний в планировании и осуществлении своей деятельности, а также вести прямые переговоры с другими странами. Вопрос не в том, связаны или нет энергетика и политика, а в том, как они связаны. Мы должны найти правильное соотношение между рыночным и стратегическим, то есть более долгосрочным подходом.
Что может сделать Европа в плане внешнеполитической деятельности в данном направлении? Хорошим началом было бы придать большее значение энергетическим вопросам в наших политических диалогах с такими производителями, как Россия, Саудовская Аравия, Алжир и прочие. Если мы хотим добиться диверсификации поставок, включая альтернативные методы транспортировки и доставки, нам нужно говорить об этом как с поставщиком, так и со страной-транзитером (а также с производителем). Нам также необходимо активизировать энергетический диалог с другими потребителями, такими как Соединенные Штаты Америки, Китай и Индия.
Некоторые задают вопрос: а могут ли наши страны-члены при всем разнообразии их взглядов и интересов прийти к единому мнению по целому ряду важнейших вопросов? Да, диалог это хорошо. Но что мы можем сказать в ходе такого диалога? Мой ответ таков: мы должны всячески подчеркивать, что у большинства производителей и у всех потребителей есть общий интерес к сохранению стабильной и прозрачной системы, в которой механизмы ценообразования действовали бы в максимально возможной степени свободно. Это означает, что не должно быть односторонних мер и "политизации" в вопросах энергетического экспорта с целью наказания недругов и вознаграждения друзей. Нам нужна упорядоченная система рынков, закона и согласованных переговоров.
Когда я излагаю эти принципы, многие европейцы могут подумать о России, председательствующей в этом году в Группе восьми промышленно развитых государств и избравшей центральным вопросом повестки энергетическую безопасность. Но они относятся в равной мере ко всем производителям и ко всем потребителям. Для обеспечения глобальной безопасности важно, чтобы Китай, Индия и другие поверили в то, что предсказуемый и прозрачный мировой энергетический порядок будет работать и на них тоже.
Роль политики состоит в создании баланса различных интересов и соображений, например, энергетики, нераспространения оружия массового уничтожения или прав человека. Более того, политика важна для наращивания доверия, от которого очень многое зависит в энергетических вопросах.
В свою очередь, доверие возникает в ходе диалога и реализации совместных проектов, таких как сотрудничество в разработке и строительстве новых трубопроводов, защите объектов от террористических нападений или использовании спутников для контроля за безопасностью поставок.
Поэтому мы должны не только вести переговоры с поставщиками и странами, обеспечивающими транзит - будь то Россия, государства юга Кавказа, зоны Каспия или Западной Африки. Нам также нужны совместные практические дела.
И, наконец, нам необходимо активизировать наши усилия на Ближнем Востоке, который еще длительное время будет главным источником энергетического импорта Европы. Стоит вспомнить о том, что поставки нефти за прошедшие полвека были прерваны единственный раз - в результате конфликта на Ближнем Востоке.
Во всех этих областях есть важные причины и основания для коллективных общеевропейских действий вместо разрозненных и самостоятельных. Пришло время для создания европейской энергетической дипломатии, основанной на общих интересах и принципах.
Автор статьи - представитель Европейского Союза по вопросам внешней политики