Может ли дипломат совсем недипломатично отчитывать генерального секретаря Организации Объединенных Наций? Сергей Лавров, наверное, не может, но когда речь заходит о курении, русский компромиссов не знает. С этим столкнулся Кофи Аннан (Kofi Annan). Когда в 2003 году он запретил курение в нью-йоркской штаб-квартире ООН, Лавров порядочно рассвирепел и сказал: "Этот дом принадлежит всем членам ООН, а их генеральный секретарь - всего лишь управляющий". В то время он был еще послом Москвы при Организации Объединенных Наций, человеком, любившим посидеть после обеда, где-то в районе трех часов, в холле, заказать двойной кофе Espresso, иногда также порцию шотландского виски и спокойно понаблюдать из окна за Ист-Ривер. Теперь он - российский министр иностранных дел, любезный человек. Но в делах он по-прежнему проявляет жесткость.
В последнее время он вынужден часто оправдываться. Поскольку Россия сотрудничает с Ираном в ядерной сфере, поскольку пытается наделить атрибутами приличия движение ХАМАС, когда Лавров приглашает его представителей в Москву. Все это раздражало США, и все же даже сам президент Джордж Буш (George W. Bush) нашел сегодня время для встречи с министром. Поскольку Лавров, ему 56 лет, является лицом новой, уверенной в себе российской внешней политики. А без России трудно добиться компромисса в споре относительно ядерной политики Ирана, это понимают и в Вашингтоне. С другой стороны, Лавров тоже достаточно активен, чтобы потребовать кое-что от Ирана и ХАМАС и в какой-то мере пойти навстречу США. Только тогда Лавров может сохранить свое огромное влияние, которым он пользуется уже в силу занимаемого им поста, но и в силу того, что давно занимается этим делом. Давно, как никто другой.
Посол Германии в ООН Гюнтер Плойгер (Gunter Pleuger) рассказывал о своей первой встрече с Лавровым, состоявшейся 20 лет назад, что русский уже тогда производил на него впечатление своими знаниями, своей сильной волей и своим юмором. В то же время другие боялись знающего русского, сходу цитирующего международные законы и параграфы и иногда также заставляющего собеседников почувствовать, что они вне конкуренции.
Сергей Лавров женат, у него три дочери, он сделал дипломатическую карьеру, лучше которой не может и быть. Родился в Москве, учился в кузнице кадров МГИМО, в Московском институте международных отношений. Он знает английский, французский, сингальский языки. Уже в 22 года он был советским послом в Шри-Ланке. Затем пошел вверх по карьерной лестнице. Москва, Нью-Йорк, Москва и снова Нью-Йорк. Впервые в Организации Объединенных Наций он появился в восьмидесятые годы в качестве секретаря и советника посла, затем стал заместителем министра иностранных дел, а в 2004 году - министром иностранных дел.
В иракском конфликте Лавров, консультировавший своего президента Владимира Путина, занимал позицию, направленную против американцев. Но Лавров оказался тем человеком, который после свержения Саддама (Saddam) снова проявил в отношении к США прагматизм. Разве что, несмотря на всю жесткость, речь, в конечном счете, всегда идет о компромиссе, это он понимает и сам. Это касается и Ирака, и Ирана. Только не курения.