Недавняя поездка в Москву оставила у меня три неизгладимых впечатления. Первое: вторая мировая война сейчас, спустя 60 лет после ее завершения, все еще является очень важным событием для россиян - даже для тех, кто родился через много лет после ее окончания - со времен Гражданской войны мы, американцы, не испытывали ничего подобного.
Везде, куда бы вы ни направлялись, лежат свежие цветы: на могилах, у памятников, около прекрасно сохраненных танковых ловушек, которые показывают, насколько далеко удалось продвинуться немцам, прежде чем они были остановлены. Все россияне хотят рассказать тебе, как война изменила их жизни или жизни их родителей - или, у самых молодых, жизни их бабушек и дедушек. От этого никуда нельзя деться.
Второе. Мы, американцы, любим думать, что мы являемся нацией противоречий. Однако в этом отношении мы с россиянами находимся как минимум в разных лигах. Даже после распада Советского Союза и возникновения отдельных государств для литовцев, украинцев, грузин, казахов, узбеков и так далее, Россия все еще является в высшей степени разнородной - с этнической, религиозной и языковой точек зрения.
Что очень важно, сейчас, как и во времена Петра Первого, многие россияне хотят быть более современными, более западными, более европейскими. Однако столько же, а может быть и больше, россиян - "староверов" - хотят, чтобы Россия была русской, чтобы она держалась в стороне от западной коррупции и, по мере возможностей, хотят вернуть ее туда, откуда она пришла.
И, что странно, между ними не такая уж и большая разница. Как мне сказал на прекрасном английском языке современный, прозападный, космополитичный молодой преподаватель из Санкт-Петербургского Государственного Университета: "Как говорится в одной старой пословице, 'Поскреби русского, найдешь татарина'". Затем он сделал паузу, улыбнулся и добавил: "Даже во мне".
Третье. Дорожное движение в Москве ужасное - хуже, чем в Лос-Анджелесе или Париже, может быть, такое же ужасное, как в Бангкоке или в Каире. На дорогах полно старых, дребезжащих "Лад" и "Волг", иногда можно даже увидеть умилительный восточногерманский "Trabant". Вместе с тем поражает огромное количество автомобилей "Mercedes", BMW, "Volvo", "Bentley", "Land-Rover", "Infinity", "Ferrari", "Lamborghini". В пробках на улицах Москвы скапливается больше модных автомобилей, чем в Лос-Анджелесе или в Лондоне.
В автобусах вы видите очень хорошо одетых пожилых дам - практически таких же, каких вы можете увидеть в Париже и во Флоренции, и их не меньше, если не больше, чем легендарных "бабушек": толстых крестьянок, носящих на голове платки и мешковатую одежду.
Везде видны магазины "Gucci", "Ferregamo", "Versace", "Burberry", "Ermenegildo Zegna", "Louis Vuitton" - и покупатели в них россияне, а не иностранные туристы.
В Москве помимо большого количества возводящихся новых зданий ремонтируются десятки дворцов в итальянской стиле, а в Санкт-Петербурге сотни уже наилучшим образом восстановлены.
А когда вы стоите в пробке, глазея на унылые жилые дома советской постройки, которых до сих пор в Москве большинство, вы отмечаете новое, достойное упоминания явление: под окнами десятков тысяч квартир пристроены новехонькие кондиционеры. Там, где лето очень короткое и не настолько жаркое, очень многие могут тратить тысячи долларов на дорогие японские кондиционеры.
Россия чувствует себя весьма хорошо благодаря резкому росту цен на нефть. Конечно, в благосостоянии наблюдается большое неравенство, однако то, что вы видите, нельзя назвать тонкой прослойкой олигархов, окруженной голодающими толпами.
Некоторые экономисты, например, Клиффорд Гэдди (Clifford Gaddy) из Брукингского института, отмечают, что на протяжении многих лет экономика России, как и экономики многих стран третьего мира, зависела только от одного фактора. И хотя для американцев это может стать шоком, многие эксперты называют причиной распада Советского Союза не обращение президента Рейгана (Reagan) к президенту Горбачеву с призывом "разрушить эту стену". По мнению экспертов, советскую экономику обрушило десятилетие низких цен на нефть.
Экономисты высказывают сожаление о том, что такое большое количество средств вкладывается в новые внедорожники, кондиционеры и ремонт старых зданий вместо прибыльных инвестиций. На самом деле, пока нефть является главенствующим фактором российской экономической жизни, россияне сделали пару попыток ее диверсификации.
Например, есть законы, которые требуют, чтобы нефтяные компании покупали оборудование российского производства, что помогло профинансировать развитие некоторых отраслей промышленности, например, производство грузовиков и другого тяжелого оборудования. Также была сделана попытка направлять, по примеру Норвегии, часть нефтяных прибылей на создание долгосрочного инвестиционного фонда.
Как бы то ни было, главным является то, что российская экономика зависит от мировых цен на нефть, и от способности российской нефтяной промышленности сохранять поставки на прежнем уровне. Первый фактор находится под вопросом, второй вызывает еще большие сомнения.
Добыча дешевой, легко извлекаемой нефти в России падала на протяжении многих лет. В последнее время производство значительно выросло благодаря когда-то независимой нефтяной компании ЮКОС. В 1990-х годах ЮКОС купил права на скважины, считавшиеся выработанными. В большинстве случаев советские управленцы выкачивали слишком много нефти за слишком короткий промежуток времени, пытаясь выполнить установленные планы. ЮКОС принес современные западные технологии и улучшенную технику управления, что позволило осуществлять вторичное извлечение нефти, и значительно увеличил добычу - на какое-то время.
К концу 2005 года уровень добычи ЮКОСа снизился, отчасти из-за ограниченного количества нефти, пригодной к вторичному извлечению, а отчасти, по мнению некоторых, из-за того, что путинские власти экспроприировали ЮКОС, которым теперь управляют те же люди, которые управляют и государственными компаниями.
Тем временем государственные нефтяные компании, обладающие монополией на права на новую нефть, понемногу отказались от надежды найти нефть на традиционных сибирских месторождениях, и перенесли разведывательную деятельность на Камчатку, где стоимость бурения значительно выше, а стоимость добычи и транспортировки вообще огромная.
В 1977 году ЦРУ опубликовало доклад с драматическим названием "Неминуемый советский нефтяной кризис", в котором предсказывалось, что через десять лет Советский Союз будет импортировать больше нефти, чем экспортировать. Это предсказание, как видно, оказалось совсем неточным, возможно отчасти потому, что кремлевское руководство прочло этот доклад, приняло его близко к сердцу и выделило ресурсы, необходимые для поддержания роста производства.
Насколько точны нынешние предсказания Запада о будущем российской нефтяной промышленности? Какие действия предпримут нынешние московские лидеры? Что следует делать Соединенным Штатам? Будем ли мы получать нефть из России, или с Ближнего Востока, Венесуэлы или Национального заповедника дикой природы на Аляске?