Вряд ли существует лучший способ для выяснения дипломатических приоритетов страны, чем исследование ее политики в области экстрадиции. Данный вопрос постоянно фигурирует в новостях. Трем британским банкирам, якобы имеющим отношение к скандалу с компанией Enron, было заявлено, что они должны быть выданы Америке - стране, которая относится к преступлениям среди "белых воротничков" гораздо жестче (что совершенно правильно), чем мы. Тем не менее, сторонники данной троицы говорят, что эти люди обвиняются в преступлениях, не предусмотренных британским законодательством, а поэтому им по сути дела не за что отвечать.
Если так, то их, вне всякого сомнения, умные адвокаты одержат победу. А если дело и дойдет до американского суда, то эта троица, по крайней мере, предстанет перед системой юстиции, которая справедлива и достойна демократической страны.
То, что мы так честно поступаем в отношении Америки, не в последнюю очередь свидетельствует о чувстве близости, которое наша нация испытывает по отношению к американцам. Конечно, более наглядно эта близость за последние три года проявилась в гибели более чем ста британских военнослужащих в ходе нашего совместного предприятия - войны в Ираке.
Но существует еще одна история из области экстрадиции, которая дает основания полагать, что Америка, со своей стороны, не очень-то готова отвечать нам тем же. Конгресс США отказывается ратифицировать принятое британским парламентом три года назад соглашение о взаимной экстрадиции. Главный результат этого в данный момент заключается в том, что целый ряд педофилов, разыскиваемых в нашей стране, но живущих в Америке, не могут быть переданы следствию и предстать перед судом по обвинению в своих преступлениях.
Поскольку в ноябре предстоят промежуточные выборы, Конгресс не хочет настраивать против себя ни один избирательный округ. Несмотря на те уроки, которые должны были преподать видимо разумному народу Америки события 11 сентября 2001 года, главное его опасение состоит в том, что британское правительство в случае заключения такого соглашения начнет преследовать боевиков из Ирландской Республиканской Армии (ИРА).
Хорошо, если бы так. Однако известно, что трусость британского правительства перед лицом этих убийц и бандитов не знает границ. На самом деле, оно в более или менее откровенной форме и безо всякого чувства стыда уже сообщило об этой своей черте американским политикам, чтобы убедить Конгресс утвердить договор.
Наша слабость приводит в ужас. Большинство государств, окажись они в нашем положении, когда одна страна длительное время поддерживает другую, считая ее союзником и требуя взамен лишь такого же обращения, знало бы, что им надо делать. Они пригрозили бы такими действиями в отношении американцев, которые осуществляют некоторые европейские державы, а потом стали бы наблюдать, как Америка это проглотит. Однако шансы такого развития событий так же реальны, как и то, что наши власти начнут наконец охоту за этим отвратительным сбродом убийц из ИРА.
Но все эти проблемы попадают лишь в категорию разногласий между друзьями. Они ни в коей мере не могут сравниться с самой, на мой взгляд, шокирующей проблемой возможной высылки эмигранта Бориса Березовского, а ведь именно этого - депортировать его, выдав российским властям, требует Москва. Именно с такой проблемой столкнулись наши руководители, и в этом вопросе мы должны проявить гораздо больше решительности, чем обычно.
Чтобы не возникало сомнений или недопонимания, я должен пояснить свой собственный интерес в данном деле. Я дважды встречался с господином Березовским, которого обычно называют (насколько точно, не мне судить) "магнатом-миллиардером". Мне он показался учтивым и интересным человеком. Я никогда не пользовался его гостеприимством; он совершенно определенно не давал мне в какой бы то ни было форме взяток, "откатов" или рекомендаций по выгодному размещению акций; он никогда не расплачивался по моим закладным. Мой интерес к данному делу вызван не соображениями какой-то личной выгоды. Просто меня поразило и разозлило то красноречие, с которым на него набрасываются члены нашего истэблишмента, и не в последнюю очередь, министр иностранных дел Джек Стро (Jack Straw).
Господин Березовский находится в нашей стране, потому что, сколотив состояние в ельцинские годы экономической либерализации, он рассорился со своим бывшим другом и коллегой Владимиром Путиным и в начале века покинул Россию после того, как против него были выдвинуты довольно расплывчатые обвинения в "мошенничестве". В 2003 году Британия предоставила ему убежище, поскольку слишком велика была угроза его благополучию в случае возвращения Березовского в Россию.
На том этапе Березовский со своей историей очень походил на другого сказочно богатого россиянина, "нефтяного барона-миллиардера" Михаила Ходорковского. Оба они накопили свои несметные богатства такими способами, которые вряд ли вызовут у большинства клубов лондонских джентльменов желание избрать их в свои члены. Однако сейчас речь не об этом.
В 90-е годы Россия очень походила на Дикий Запад, или на Англию сразу после ее завоевания норманнами. Некоторые люди очень быстро и очень сильно обогащались, поскольку оказывались в нужном месте в нужное время, или поскольку имели нужных друзей. Все это никто и никогда не поставил бы в упрек господам Березовскому и Ходорковскому, если бы не те цели, на которые они стали расходовать свое богатство. Речь идет о политической карьере, а если быть более точным, о политической карьере в оппозиции Путину. Россия претендует на звание демократического государства, однако то, как обошлись с Ходорковским, доказывает обратное.
Не сумев, в отличие от Березовского, выбраться из России, он предстал перед судом по сфабрикованным обвинениям в уклонении от уплаты налогов. Государство конфисковало как его личную собственность, так и собственность его компании. Вдобавок ко всему оно выдвинуло требование о погашении налоговой задолженности в огромном размере (погасить которую было невозможно). Средства массовой информации России еще до начала процесса получили конфиденциальную информацию и о приговоре, и о сроке, который получит Ходорковский. Как и предполагалось, сейчас он отбывает десятилетний срок в одной из исключительно "приятных" российских тюрем.
Последнее преступление Березовского - по мнению министра иностранных дел - состояло в том, что пару недель назад он дал интервью одной московской радиостанции. "Президент Путин нарушает конституцию, - заявил он, - и любые насильственные действия со стороны оппозиции сегодня оправданны. Это относится и к силовому захвату власти, и именно этим я сейчас занимаюсь". Министр иностранных дел Стро сказал, что его страна "безоговорочно осуждает такие заявления". Он предупредил Березовского, что его статус беженца может быть пересмотрен, если он будет вести с территории Британии подстрекательские действия по подготовке переворота. Россия тут же потребовала его высылки. Рассмотрение дела еще предстоит.
То, что Березовский сказал о Путине, верно. Путин в течение прошедших двух-трех лет отменил региональные выборы, занимался подтасовкой общих выборов, наложил жесткие санкции на средства массовой информации и, как мы видели в случае с Ходорковским, отказался от всего того, что хоть в какой-то степени напоминает честную или хотя бы легальную систему. Первая заявка на выдачу Березовского была подана на основании якобы имевших с его стороны место фактов мошенничества. Но может ли хоть один человек в здравом уме представить себе, что Березовского будут по справедливости судить за мошенничество в российском суде? И даже в том маловероятном случае, что такое возможно - какой человек в здравом рассудке может вообразить, что приговор хотя бы отдаленно будет соответствовать тяжести вины?
В последние годы изгнанники из разных стран, проживающие здесь, говорили и совершали в отношении иностранных государств гораздо худшие вещи, чем Березовский, и их за это не депортировали. Но в тех случаях на кону не стояло и проблем "отношений общин", не шло речи о высылке обратно в Россию богатого российского еврея, где его наверняка ждет инсценированная судебная комедия, показательный процесс и, возможно, пожизненное заключение в жестокой российской тюрьме. Все это - часть стремления невежественного министра иностранных дел выслужиться перед своими хозяевами и задобрить нового российского тирана по причинам, которые не может понять большинство цивилизованных людей.
Я знаю, что это правительство не относит к числу важных приоритетов вопросы справедливости, свободы, гражданских прав и верховенства закона. Но если при нынешнем режиме Борис Березовский будет экстрадирован в Россию, это станет таким пятном позора на нашей репутации сторонников справедливости, которое смыть будет невозможно.