В кампании, связанной с Ираном, пять постоянных членов Совета Безопасности ООН прибегают к разной тактике. В начале следующей недели высший орган Организации Объединенных Наций (ООН) должен приступить к обсуждению вопроса об иранской ядерной программе. "Большая пятерка" - США, Россия, Франция, Великобритания и Китай - пытается договориться между собой. Они едины в том, что надо прекратить технические переговоры Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ) с Ираном в Вене и решать вопрос на политическом уровне.
Всем пяти странам также ясно, что заставить Тегеран пойти на уступки можно только путем оказания более сильного давления. В то же время спорным остается вопрос, какие шаги могут обещать успех. В качестве ястреба выступает в Вашингтоне вице-президент Ричард Чейни (Richard Cheney). Он грозит иранцам "серьезными последствиями". Все варианты наказания тегеранского правительства за "безответственное поведение" готовы, сказал Чейни. Это означает, что США не исключают и нанесение военного удара. "Мы не позволим, чтобы Иран стал обладателем ядерного оружия", - сказал недавно Чейни, выступая перед самой влиятельной произраильской лоббистской организацией "American Israel Public Affairs Committee". Впрочем, жесткий тон в адрес врагов Израиля перед такой публикой является почти обязательным.
Буш проявляет сдержанность
Президент США Джордж Буш (George W. Bush) проявляет очевидную сдержанность. Неудачи в иракской авантюре занимают его, видимо, больше, чем он в этом признается. Государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), тоже проявляющая осторожность, объявила, что на заседании Совета Безопасности ООН, посвященном Ирану, речь об экономических санкциях сразу не пойдет. Существует ряд других шагов, с помощью которых можно постепенно наращивать давление на Тегеран, считает Райс. При этом США думают, в том числе, о замораживании иранских счетов в иностранных банках. Иранское правительство, предвидя такой шаг, уже сняло часть средств со своих зарубежных счетов.
Европейские дипломаты объясняют сдержанность Буша тем, что президент не хочет повторить ошибку, которую он допустил при подготовке вторжения в Ирак. На этот раз США обращают внимание на то, чтобы привлечь на свою сторону европейцев, Россию и Китай.
"Трио" ЕС - Германия, Франция и Великобритания - единодушны с США в том, что без существенного давления ждать уступок со стороны Тегерана не приходится. Но европейцы делают ставку на вариант "обратимых санкций", не определяя их характера. Иранское правительство должно в результате получить возможность в любой момент выполнить поставленные требования, не теряя при этом своего лица.
Россия и Китай в принципе против экономических санкций и тем более против военной интервенции. По их мнению, к цели может привести терпение. Обе страны, как и западные государства, тоже недовольны поведением Тегерана, но не хотят ставить под угрозу свои экономические отношения с Ираном. То, что Москва и Пекин занимались в Совете управляющих МАГАТЭ одним делом с Западом, свидетельствует об удивительном сближении интересов. Все пять постоянных членов Совета Безопасности требуют от Ирана прекратить обогащение урана. При голосовании в Совете Безопасности по вопросу санкций против Ирана Россия и Китай, обладающие правом вето, могут воздержаться от голосования, не поступаясь своими принципами.