Белоруссия - это загадка. Как восточноевропейской стране размерами с Англию и Уэльс удается в течение 17 лет сохранять диктатуру в советском стиле и слабо завуалированную командную экономику, в то время как каждый из ее четырех западных соседей пережил революцию или быструю экономическую трансформацию - либо то и другое вместе?
Ответы на эти вопросы не ободряют, но они также и не сложны. Первое связано с восточным соседом этой страны, Россией. Отношение России к бывшим советским "партнерам" в последнее десятилетие прошло путь от безрассудного оставления на произвол судьбы во времена Бориса Ельцина до готовности Владимира Путина поддерживать отверженный режим, не желая рисковать тем, что Белоруссия по примеру Грузии, Украины и Киргизии уйдет из того, что Кремль упорно именует своей сферой влияния.
Второе объяснение для выживания Белоруссии в социалистическом обличье кроется в успехе, политическом, по крайней мере, курса на грубое перераспределение доходов, который купил ее лидеру определенную меру неприязненной лояльности пенсионеров и безработных. Третье объяснение - этот лидер, Александр Лукашенко, является удачливым "крутым" правителем.
За 12 лет пребывания во власти г-н Лукашенко, любитель хоккея на льду и бывший председатель колхоза, распустил парламент, заменил его своими сторонниками, назначил себя пожизненным "отцом нации" и переписал конституцию, чтобы позволить себе 19 марта с.г. в третий раз подряд выдвинуться кандидатом в президенты. Он также разрешил своей тайной полиции, все еще именуемой Комитетом государственной безопасности, организовать исчезновения десятков своих критиков и видных деятелей оппозиции. На прошлой неделе его главный соперник на предстоящих выборах, Александр Козулин, был арестован перед своей штаб-квартирой, задержан на 8 часов и сильно избит полицией.
Результат предстоящих выборов будет определять нисколько не изменившаяся жестокость режима г-на Лукашенко. Она также должна определить реакцию остального мира. "Что касается Белоруссии, мировое сообщество высказывает недостаточно негодования и проявляет недостаточно внимания", - сказал советник президента США по национальной безопасности Стивен Хедли (Stephen Hadley) после того, как г-н Козулин вернулся на работу с синяками. Это высказывание было точным, но одного негодования мало. Великобритания должна показывать пример, а не просто следовать в чьем-то фарватере в том, что касается осуждения электорального мошенничества, симпатии к белорусам, обращающимся за политическим убежищем (как это уже делают США) и, если потребуется, использования угрозы дипломатических санкций.
Realpolitik требует, чтобы Великобритания, как и большая часть Европы, поддерживала рабочие отношения с Россией по причине того, что та занимает господствующие высоты как поставщик энергии. Но Запад почти ничего не потеряет, если назовет г-на Лукашенко заблуждающимся деспотом, каковым он в действительности и является, не в меньшей мере потому, что г-н Путин, защищая его, мало что выигрывает.
Белоруссия, которая в различные периоды своей истории находилась под пятой Польши, Литвы и до 1991 года России, почти не имеет опыта независимого существования как нации. Но подход г-на Лукашенко не годится для того, чтобы строить нацию. Если он, как ожидается, объявит себя переизбранным лидером, мировое сообщество не должно оставить у него сомнений в том, что его не обманул этот "результат", или что поддержка смелой и растущей оппозиции его режиму является реальной и твердой.