Недавний визит лидеров ХАМАС в Москву не должен рассматриваться как очередная попытка Кремля вызвать смятение в Вашингтоне.
Встреча с лидерами ХАМАС, так же, как согласие России продавать оружие террористической группировке, пришедшей к власти в Палестинской автономии, указывает на нечто более проблематичное в американо-российских отношениях, а именно, желание Москвы вернуться на Ближний Восток с продуманной кампанией по объединению всех сторон, не удовлетворенных политикой Америки в регионе.
Последние шаги Кремля, возможно, указывают на то, что президент России Владимир Путин воскрешает доктрину Примакова времен холодной войны. Эта стратегия, разработанная советским 'ястребом' Евгением Примаковым, который в настоящее время является советником Путина, направлена на то, чтобы бросать вызов Соединенным Штатам и НАТО на всех политических и стратегических фронтах.
Ряд вашингтонских экспертов по России считает, что внешняя политика Кремля состоит из реакций на происходящие события и не имеет долгосрочной стратегии. Но продажа оружия в Сирию, ракетный контракт с Ираном и встреча с ХАМАС, пожалуй, не вписываются в эту схему.
Все это указывает на рост политической конфронтации между Вашингтоном и Москвой. 'Очевидно, что американо-российские отношения' идут в неверном направлении', отмечается в новом докладе Совета по внешней политике. Кремль хочет вновь быть игроком в старой советской сфере влияния, а Белый Дом, занятый Ираком, не сделал практически ничего для сдерживания его амбиций.
Москва вмешалась в армяно-азербайджанский конфликт, стала препятствием в территориальных спорах, идущих в независимых Молдавии и Грузии, усилила политическое давление на Украину, пытаясь взять реванш за свою неудачу на президентских выборах в позапрошлом году, и встала на сторону Узбекистана после подавления народного восстания и изгнания американских военных из этой страны.
Обкатав свою доктрину в бывших советских республиках, Кремль переключил все свое внимание на Ближний Восток и Персидский залив. Но, в отличие от советской политики, направленной на поддержку маргинальных террористических групп, Путин и его коллеги из Кремля решили создать сеть государств-изгоев, желающих насолить Соединенным Штатам и их союзникам.
Война в Ираке помогла Москве усилить связи с рядом соседних стран, недовольных политикой Вашингтона. Прежде всего, речь идет об Иране, где решительность американцев и европейцев проходит проверку на прочность.
Более десяти лет Белый Дом безуспешно пытается убедить Россию прекратить ядерное сотрудничество с Ираном. Сомнения американцев в том, что отношения между Москвой и Тегераном - 'мирные' и строятся на 'финансовой основе' усилились после того, как россияне начали работы на иранском ядерном объекте.
Москва не только продолжила сотрудничество с Ираном в рамках потенциально опасной ядерной программы, но, более того, российскому правительству удалось убедить некоторых на Западе в том, что ему можно доверять в деле обогащения иранского урана, хотя переговоры по этому вопросу между Россией и Ираном пока ни к чему не привели.
Тем временем, похоже, что администрация Буша не совсем понимает, каким должен быть ее следующий шаг. Государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) по-прежнему настаивает на том, что у Соединенных Штатов 'очень хорошие отношения с Россией, пожалуй, уже давно они не были такими хорошими'. В докладе Совета по внешней политике выражается резкое несогласие с такой оценкой. Подобного мнения придерживается бывший сотрудник ЦРУ, считающий отсутствие у администрации рычагов давления на Москву одной из причин эскалации напряженности вокруг Ирана.
'Сегодня россияне изображают сотрудничество, - добавил он. - Момент истины настанет, когда стратегия Кремля войдет в стадию открытого противостояния, иными словами, когда доктрина Примакова уступит место подходу, доведенному до совершенства многолетним министром иностранных дел СССР Андреем Громыко, склонность которого к конфронтации с Соединенными Штатами дала ему прозвище 'мистер Нет'.
И тогда у Вашингтона начнутся настоящие проблемы.
Дмитрий Сидоров - вашингтонский корреспондент газеты 'Коммерсантъ'. Билл Томас - автор ряда книг, в том числе, "Red Tape: Adventure Capitalism in the New Russia". Они пишут книгу об американо-российских отношениях