Гжегож Садовский: Может ли Украина потерять контроль над своими газопроводами в силу тайных протоколов к газовому договору, подписанному с 'Газпромом' 4 января?
Анатолий Кинах: В договоре нет ничего двусмысленного. Украина не согласилась на то, чтобы платить России 230 долларов за 1000 кубометров или отдать под контроль Москвы свои газопроводы и газохранилища. Мы работаем над достижением договоренности о повышении тарифов на использование наших газохранилищ и над тем, чтобы они использовались на сто процентов. Это был единственно возможный компромисс. На энергетическом рынке Россия является мощным монополистом, но это не означает, что мы поддадимся чьему-либо давлению. Могу вас заверить, что Украина полностью контролирует свою газовую инфраструктуру.
- Казимеж Марцинкевич предлагает создать 'энергетическую НАТО'. Что скажет Украина?
- Хорошее решение. Я говорил об этом в Варшаве в Бюро национальной безопасности; переговоры на эту тему продолжили президенты Виктор Ющенко и Лех Качиньский (Lech Kaczynski). Мы хотим, чтобы к переговорам подключились наши партнеры из Азии, прежде всего, из каспийского региона. Мы также хотим, чтобы трубопровод из Одессы был продолжен до Плоцка (Plock). Кроме того, Украина хочет присоединиться к уже существующей НАТО как системе атлантической безопасности, под зонтиком которой также находятся вопросы энергетики.
- Вы не опасаетесь, что такие пронатовские декларации испортят и без того подорванные отношения с Россией? Как долго удастся удерживать цену газа на нынешнем уровне?
- Наша политика явная - мы хотим интегрироваться с Европой, что не мешает укреплять отношения с Россией. Москве нечего бояться. Впрочем, сегодня она теснее сотрудничает с НАТО - реализуется восемнадцать программ сотрудничества Россия-НАТО. Россияне модернизируют армию в соответствии с потребностями альянса, заменяют системы вооружений. Украина немного отстает в деле интеграции с альянсом! Однако мы четко выбрали западное направление и будем идти этим путем, нравится это кому-то или нет.
А цены на газ будет устанавливать рынок. Мы должны быть готовы к повышению. Низкая цена газа действует как наркотик, вызывая зависимость властей и экономики. Украина должна быть готова действовать в условиях свободного рынка, а это означает увеличение конкурентоспособности и снижение энергоемкости нашей промышленности. Самое главное, чтобы это происходило в рамках диалога, а не диктата.
- Пытается ли Россия включиться в избирательную кампанию?
- Мы внимательно следим за кампанией и видим, что некоторые наши партнеры пытаются по-разному повлиять на решение украинцев. Я верю, что народ не позволит себя обмануть и сделает мудрый выбор.
- Идут разговоры о тайной договоренности между 'Нашей Украиной' Виктора Ющенко и Партией регионов Виктора Януковича, в рамках которой эти две партии создадут после выборов коалицию.
- Мы открыты и готовы разговаривать со всеми. Мы должны искать то, что объединит нас. Нужно создать элиту, для которой национальные интересы Украины будут важнее политической конъюнктуры. Для которой вопросы украинской демократии, интеграции с Европой, религии и языка не будут дискуссионными. Все объединения, для которых имеют значение национальные интересы страны, являются для нас партнерами. Даже если это будет Партия регионов Януковича.
____________________________________________________________
Главный редактор журнала 'Wprost' Марек Круль отвечает на вопросы читателей ИноСМИ