Saturday, March 11, 2006; Page A19
Начиная с 2003 года, демократические революции в Грузии и Украине нанесли мощные удары по стремлению российских лидеров восстановить бывшую советскую империю путем укрепления политического и военного господства над своими более слабыми соседями. Однако имперские притязания России на соседние страны по периферии своих границ сохраняются.
Призывы всенародно избранных президентов Грузии и Украины к созданию объединенной Европы "от Атлантики до Каспия" должны придать смелости европейским странам и Соединенным Штатам, подтолкнуть их к оказанию помощи народам других бывших советских государств, стремящимся к свободе, и покончить с продолжающимся владычеством России. Для этого нужно уменьшить разлагающее влияние российской власти в прилегающих к ее границам регионах. Эта задача носит особенно неотложный характер в тех странах, где российские войска и политическая поддержка России способствуют сохранению сепаратистских конфликтов, угрожают недавно возникшим честолюбивым демократиям и безопасности Запада.
После окончания холодной войны российские лидеры создали теневую империю на территории суверенных соседей России. Москва распространяет российское влияние и власть там, где они незаконны и не приветствуются. Она выступает в качестве спонсоров "замороженных конфликтов" в юго-восточной части Европы и на южном Кавказе. Такое поведение, нацеленное на поддержание политического и экономического влияния России за пределами ее границ, мешает демократическому развитию государств, стремящихся присоединиться к Западу. Россия экспортирует в Европу нестабильность, преступность и незащищенность. Она угрожает региональными военными конфликтами, в которые могут быть вовлечены Соединенные Штаты и другие державы. Она также поддерживает антидемократические силы внутри России, которые верят, что традиционный российский подход, заключающийся в подрыве независимости соседей, является лучшим способом обеспечения безопасности, нежели демократический мир европейских наций.
У замороженных конфликтов в грузинских провинциях Южная Осетия и Абхазия, а также в молдавском Приднестровье есть много общего. Российские войска сражались на стороне местных армий, когда после окончания холодной войны эти регионы откололись от своих государств. Российские офицеры продолжают обучать вооружаемые Москвой милицейские формирования этих сепаратистских территорий и руководят ими. Лидеры сепаратистов являются российскими гражданами, некоторые из них присланы непосредственно из России. У власти они остаются благодаря сохраняющемуся присутствию российских военных и служб безопасности. Политические лидеры сепаратистов также получают поддержку от мощных криминальных кланов России, которые имеют большие доходы от нерегулируемой контрабандной торговли потребительскими товарами, наркотиками, оружием и женщинами в зонах конфликтов.
Москва предоставила народам Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья российское гражданство, выдала им российские паспорта и дала право голосовать на российских выборах. Осуществленная на практике аннексия суверенных народов явно нацелена на подрыв власти и влияния прозападных правительств в Грузии и Молдавии.
Российское теневое политическое и военное влияние также явно присутствует в конфликте между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха. Противостоящие армии, участвовавшие в 90-е годы в кровавой войне за этот спорный анклав, сейчас по-прежнему стреляют друг в друга из окопов через "ничейную территорию", которая больше напоминает поля Первой Мировой войны во Фландрии в 1916 году, чем соседние с Европой страны 2005 года. Такие замороженные конфликты создают угрозу настоящей войны, которая способна опустошить весь регион.
Но именно в этом месте имеется больше всего возможностей для осуществления прорыва. Западные страны могли бы поддержать такой способ урегулирования, в соответствии с которым Армения должна вернуть Азербайджану оккупированные провинции, окружающие спорную территорию, и дать возможность азербайджанским беженцам вновь расселиться там. Нагорный Карабах получил бы полную автономию до определения его окончательного статуса путем проведения в перспективе демократического референдума. Взамен на сотрудничество Азербайджана в деле окончания конфликта, который явно мешает росту его наметившегося благосостояния, Запад должен приветствовать развитие партнерских отношений с этой идущей по пути реформ страной, снять с Азербайджана санкции, введенные в годы войны 1991-1994 годов, потребовать закрытия угрожающих Азербайджану российских баз на армянской территории, предложить своего рода мини-план Маршалла для всего южного Кавказа и развернуть эти страны в направлении Европы.
Что касается Южной Осетии, Европа и Соединенные Штаты должны поддержать призывы Грузии к интернационализации "миротворческих" сил, в которых доминирует Россия, и которые сегодня действуют главным образом в интересах сохранения статус-кво в этой сепаратистской провинции. Соединенные Штаты и Европейский Союз должны вместе с Грузией, Россией и Южной Осетией начать новый переговорный процесс, направленный на достижение долговременного политического урегулирования в соответствии с нормами международного права.
В Абхазии атлантические демократии должны настоять на преобразовании миссии наблюдателей ООН в вооруженный миротворческий контингент, заставить Россию выполнить свое обещание 1999 года о выводе войск, а также пообещать восстановить разрушенную войной экономику Абхазии, сделав это в рамках федеративного договора данного региона с Грузией. Вместе с Западом Украина может обеспечить перемены в соседнем Приднестровье, если продолжит реализацию начатых жестких мер против пограничной контрабанды, поддержит требования Молдавии о выводе российских военных и выступит за политическое урегулирование в поддержку молдавского суверенитета и демократических прав всего народа этой страны.
Россия владеет ключами к разрешению всех этих замороженных конфликтов, и западные демократии, несомненно, способны в определенной степени способствовать изменению поведения России в заднем дворе Европы. Президент Владимир Путин должен понять, что его страна не сможет выступать в качестве партнера Запада, включая членство в клубе западных демократий, носящем название "Большой восьмерки", и проводить ее саммиты, пока его политика в отношении соседей Европы и в собственной стране будет больше походить на поведение царя, а не современного европейского государственного деятеля.
Ана Паласио - бывший министр иностранных дел Испании. Дэниел Твининг - работающий в Оксфорде консультант Германского фонда Маршалла, США. Изложенные здесь взгляды являются их личными точками зрения