Россия вчера вмешалась в споры из-за смерти Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic), выразив сомнения в достоверности результатов посмертного вскрытия и заявив, что направит в Гаагу группу врачей для осмотра его тела.
В то время как Белград дал понять, что разрешит похоронить бывшего сербского лидера в своей земле, российское правительство выразило "тревогу" в связи с внезапной кончиной Милошевича. "У нас есть основания не доверять тем, кто проводил это посмертное вскрытие", - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, сообщив, что в Гаагу полетят четверо российских патологоанатомов.
Вмешательство России, явная демонстрация недавно обретенной решимости Владимира Путина напрягать свои мускулы, усугубило чувство неопределенности, возникшее после того, как Милошевич умер от сердечного приступа в субботу в своей тюремной камере, расположенной рядом с Международным трибуналом ООН по военным преступлениям в бывшей Югославии. Семья бывшего президента и его сторонники, обвиняющие голландские медицинские власти в неоказании Милошевичу необходимой медицинской помощи, вчера приняли участие в противостоянии с сербским правительством по вопросу организации похорон Милошевича.
Проживающая в изгнании в Москве вдова Милошевича, Мира Маркович (Mira Markovic), настаивает на том, чтобы сербские власти сняли выдвинутые против нее уголовные обвинения в злоупотреблении властью и предоставили ей возможность присутствовать на похоронах мужа. Сербский президент Борис Тадич (Boris Tadic) вчера вечером сходу отверг это требование; он также не прислушался к призывам Социалистической партии похоронить Милошевича со всеми государственными почестями.
Некоторые социалистические сторонники Милошевича, надеющиеся использовать его смерть для усиления давления на премьер-министра Воислава Коштуницу (Vojislav Kostunica), требовали, чтобы Милошевича похоронили со всеми почестями на Аллее Героев. Президент Тадич сказал, что государственные похороны "были бы крайне неуместными".
Некоторые сторонники Милошевича дали понять, что согласны на менее официальную церемонию похорон, хотя они требовали, чтобы всем членам семьи Милошевича было разрешено присутствовать на похоронах. Марко Милошевич, сын покойного лидера, которому ничто не мешает приехать в Сербию, вчера потребовал гарантий безопасности для остальных членов семьи. Марко Милошевич, чьи спорные коммерческие дела наплодили ему множество врагов в Сербии, сказал в Москве: "Если я не получу гарантий безопасности, то никогда не соглашусь на проведение похорон в Белграде. Я только что потерял отца и не хочу рисковать матерью".
Вчера г-ну Милошевичу было дано разрешение поехать в Нидерланды, чтобы сопроводить тело отца на родину, если его семья достигнет с сербскими властями договоренности относительно организации похорон. Вероятно, он прибудет в Гаагу сегодня, вместе с российскими патологоанатомами.
Москва и Белград настаивают на новом посмертном вскрытии, поскольку обе стороны считают, что руководство трибунала не проявило достаточной заботы о здоровье заключенного Милошевича. Россию в особенности возмущает то, что трибунал недавно отказал Милошевичу в просьбе поехать в Москву для медицинского обследования и лечения, несмотря на данные Москвой заверения, что он будет отправлен обратно в Гаагу.
Менее недели назад Милошевич написал в Министерство иностранных дел России письмо, в котором утверждал, что его пытаются отравить. В письме от 8 марта он рассказал о попытках "подорвать мое здоровье", после того как врачи обнаружили в его организме высокие дозы лекарственных препаратов, используемых при лечении проказы и туберкулеза. "Те, кто давал мне лекарство от проказы, наверняка знали, что оно не излечит моего заболевания", - написал 64-летний Милошевич, у которого было больное сердце.
Однако один голландский токсиколог вчера сообщил, что Милошевич, возможно, принимал эти препараты для того, чтобы снизить эффективность других лекарств, в попытке ослабить свое здоровье и тем самым повысить свои шансы на поездку в Россию.
Токсиколог Дональд Угес (Donald Uges) заявил корреспонденту агентства "The Associated Press": "Поначалу он не принимал лекарств. Затем его заставили принимать лекарства под наблюдением, однако его артериальное давление упорно не снижалось. И тогда его сторонники сказали ему 'Видишь, эти голландские доктора не знают, как тебя лечить, и тебе нужно поехать в Россию'".
Споры по поводу обстоятельств смерти Милошевича, вероятно, поставят вопросы относительно способности Сербии "повернуться спиной" к гражданской войне 1990-х годов. Европейский Союз (ЕС) дал понять, что, если Сербия не будет сотрудничать с трибуналом ООН в его попытках арестовать Ратко Младича (Ratko Mladic) и Радована Караджича (Radovan Karadzic), боснийских сербов, которые обвиняются в военных преступлениях, рассмотрение вопроса о приеме Сербии в ЕС будет отложено на неопределенный срок.
Но президент Тадич, чья Демократическая партия в 2000 году возглавила народное восстание, свергнувшее Милошевича, заверил, что Сербия будет сотрудничать.
"Сегодня в Сербии те, кто правил вместе с Милошевичем, ведут борьбу за власть. Но я абсолютно уверен, что они не вернутся на политическую сцену в Сербии. Даже смерть Милошевича не помешает движению Сербии к демократии".