Berliner Zeitung: Господин Грунд, Вы будете работать в Минске не в первый раз. Как выглядят выборы в Белоруссии?
Грунд (Grund): Голосование само по себе проходит очень корректно. Закон о выборах соблюдается очень тщательно, начиная со списков избирателей и опечатывания урн и кончая подсчетом голосов.
Berliner Zeitung: Можно ли говорить, что наблюдателям от ОБСЕ не остается ничего, кроме как признать выборы честными?
Грунд: Я, конечно, не могу и не хочу никоим образом предвосхищать результаты. Нас будет в Белоруссии 400 наблюдателей, так что осуществлять контроль по всей стране трудно. Но голосование в Белоруссии будет проходить не только в день выборов. Голосовать можно уже, начиная с 14 марта. В государственных учреждениях и на предприятиях людей призывают проголосовать заранее и коллективно. Что в данном случае происходит, наблюдатели проконтролировать не в состоянии. Но можно сказать одно: есть все возможности для фальсификации результатов.
Berliner Zeitung: Существуют ли доказательства этого?
Грунд: Работая на референдуме, на который выносился вопрос о президентстве Лукашенко, я наблюдал следующее: вечером в день голосования подсчитывали бюллетени из двух урн, одна из которых использовалась в день выборов, а другая - при досрочном голосовании. Результаты голосования в день выборов давали Лукашенко минимальное преимущество, а бюллетени из другой урны показывали, что за него проголосовали более 80 процентов избирателей.
Berliner Zeitung: Но ведь могли же заранее проголосовать действительно особо активные избиратели?
Грунд: Но можно также говорить, что их заставили сделать это. Тот, кто хочет сохранить работу в больницах, в школах, в высших учебных заведениях, вряд ли может отказаться от коллективного голосования.
Berliner Zeitung: Лукашенко говорит, что Запад поддерживает оппозиционные партии, выделяя им миллионы долларов.
Грунд: Немецкие фонды организуют политические семинары, но они никоим образом не участвуют в предвыборной борьбе. Немцы не оказывают оппозиционным партиям никакой финансовой поддержки. Это имело бы для них негативные последствия, поскольку сразу же стало бы для Лукашенко основанием для принятия мер против них. Лукашенко создает атмосферу страха одними своими высказываниями: тот, кто голосует за оппозицию, совершает не только нечто непатриотичное, но и нечто незаконное. А тот, кто в Белоруссии нарушает какой-то указ, тому грозит административный арест. Это знают все.
Berliner Zeitung: Есть ли у оппозиции шансы?
Грунд: Граждане запуганы, они не осмеливаются выходить на предвыборные митинги на улицах. У оппозиции практически нет доступа к средствам массовой информации. Выборы перенесли на три месяца раньше запланированного срока для того, чтобы оппозиция не смогла вовремя объединиться, - с учетом громадного превосходства и репрессий надежд у нее мало.
Berliner Zeitung: Можно ли оказать воздействие на режим в Белоруссии с помощью санкций?
Грунд: Экономические санкции общего характера - неверный путь, поскольку они затронут не политическое руководство, а простых граждан, которые и без того уже страдают от режима. Нанести удар по функционерам режима можно, лишая их виз для въезда в другие страны или блокируя их банковские счета за рубежом.