Вашингтон. Он был одним из лидеров Оранжевой революции 2004 года на Украине и - по собственным словам - первым, кто в 2000 году "поставил палатку" на центральной площади Киева в знак протеста против правительства советской эры.
Но сегодня министр внутренних дел Украины Юрий Луценко как инсайдер системы на собственном опыте познает трудную работу строительства новой демократии. Находясь недавно в Вашингтоне, чтобы укреплять американо-украинское сотрудничество в вопросах правосудия и международной преступности, моложавый г-н Луценко сказал, что ему стало ясно, что создание незапятнанной и справедливой национальной полиции является одним из самых важных определяющих факторов для успеха молодой демократии.
И возвращаясь к теме гласности на Ближнем Востоке, этот выдвиженец президента Украины Виктора Ющенко сказал несколько отрезвляющих слов энтузиастам демократизации в администрации Буша (George W. Bush).
"Мне бы не хотелось быть советником по внешней политике США на Ближнем Востоке, - говорит он, - прежде всего потому, что у меня достаточно дел на Украине". Но он заявляет, что любая страна должна иметь внутри "искру", если хочет, чтобы огонь свободы разгорелся и не погас.
"Поддержка извне важна - мы поняли это в холодные дни на Майдане (центральная площадь Киева) во время революции, - говорит Луценко. - Но для того чтобы девять человек (из десяти) объединились для успеха демократии, нужно, чтобы сначала хоть один из них начал борьбу, и тогда остальные будут знать, что они не одиноки".
Процесс демократизации Украины, оказавшийся в центре внимания значительной части мира в конце 2004 года, когда в конечном итоге был избран президентом продемократический (и пользовавшийся благосклонностью Запада) г-н Ющенко, снова требует к себе внимания мировой общественности накануне назначенных на 26 марта парламентских выборов.
Наблюдатели говорят, что эти выборы, на которых прозападные реформаторы из лагеря Ющенко будут бороться с истеблишментом и с выступающими за более тесные связи с Москвой силами бывшего премьер-министра Виктора Януковича, позволят определить, останется ли Украина на своем прозападном пути.
Последовавший за успешной избирательной кампанией Ющенко год - в котором он был чуть ли не смертельно отравлен, как говорят, силами, выступавшими за прежний курс - был для Украины и ее демократизации трудным. В сентябре была отправлена в отставку премьер-министр Юлия Тимошенко, ключевая фигура Оранжевой революции. Зимой произошло сражение с Россией из-за цены природного газа, а в начале нынешнего года парламент выразил недоверие новому премьер-министру, фактически отправив в отставку правительство и побудив проводить новые выборы в марте.
В своем новом докладе правозащитная организация "Freedom House" заявляет, что этот трудный год посеял на Украине сомнения в отношении демократизации и вызвал разочарование своим новым руководством. И хотя эта выступающая за демократию организация в своем ежегодном обзоре мировой свободы теперь относит Украину к числу "свободных" - ранее она относила бывших советских сателлитов к разряду "частично свободных" - она также выражает тревогу по поводу изменения настроений общества в последний год.
Проведенный недавно организацией "Freedom House" опрос украинцев выявил высокую степень пессимизма в их отношении к политикам своей страны, когда двое из каждых троих опрошенных заявили, что страна идет не туда, и почти не проявили интереса или знания новых законов, которые регулируют проведение мартовских выборов.
"Последние события на Украине подтверждают, что переход к более демократическому обществу исключительно труден, и что кампания по проведению парламентских выборов будет исключительно напряженной и конкурентной", - написала в предисловии к обзору исполнительный директор организации "Freedom House" Дженифер Виндзор (Jennifer Windsor). Результаты опроса, добавила она, "подчеркивают важность дальнейшего вовлечения граждан в политику и обеспечения понимания ими текущего процесса демократизации, которой они должны оставаться приверженными".
Излучающий улыбки Луценко, который во время митингов в поддержку демократии в морозном 2004 году заслужил репутацию оптимистического шутника, говорит, что понимает, что люди устали от политических волнений. "Откровенно говоря, мы устали от необходимости каждый год сдавать новые экзамены", - говорит он, имея в виду повторяющиеся выборы.
Но он соглашается с тем, что общество нужно будоражить, и говорит, что наилучший способ поощрять демократию для него как министра внутренних дел - это реформировать национальную полицию. "Люди сегодня чувствуют себя в большей безопасности дома и на улице, но они также чувствуют, что могут. . . прийти к нам и рассказать о своих проблемах или что-то предложить, а это означает, что доверие к нам выросло".
Луценко, первый на Украине гражданский министр внутренних дел, приводит массу статистических данных, чтобы показать, как сильно сократилась преступность за прошедший год - и подчеркнуть свою решимость избавить национальную полицию от коррупции. Он уволил 2500 полицейских, а 1200 сотрудникам министерства предъявлены уголовные обвинения - от взяточничества до мошенничества и похищения людей. Из-за коррупции государство теряет миллиарды долларов в год, говорит он.
"Я думаю, мы добиваемся успехов в создании нового имиджа национальной полиции", - говорит он. Однако забота об имидже не подтолкнула его к тому, чтобы уклониться от ответов на вопрос о торговле людьми, который очень сильно тревожит официальных лиц США и правозащитные организации, занимающиеся Украиной. "Нам известно, что большое количество украинских женщин и даже детей были проданы и сегодня продаются в сексуальное рабство", - говорит Луценко.
Однако недавно ставшие известными случаи, когда сотрудники полиции в сговоре с криминальными организациями продают детей из небольших приграничных городов, заставляют украинцев принимать меры. В частности, в прошлом году по рекомендации посла США на Украине было создано новое подразделение Министерства внутренних дел по борьбе с торговлей "живым товаром".
Луценко заявляет, что ключом к решению данной проблемы является более жесткий контроль на границах Украины, а для этого требуется сотрудничество соседей. В этой связи он возлагает надежды на "трехстороннюю" встречу в мае представителей Украины, России и США.
К тому времени мартовские выборы уже дадут нам свежее прочтение политических настроений Украины, а сам Луценко может оказаться в иных обстоятельствах - даже на другом посту (хотя, надо думать, не станет снова ставить палатку на Майдане. Опросы общественного мнения регулярно показывают его в пятерке самых популярных политических лидеров, хотя украинские блоггеры говорят, что он, кажется, перестал быть центром внимания).
Но что бы ни случилось, куда бы ни склонилась Украина - к Востоку или к Западу - Луценко говорит, что уверен в том, что процесс демократизации будет продолжаться. "Украина, - говорит он, - прошла точку, откуда нет возврата, и никогда не сможет вернуться к старому".