Граждане соседних с ЕС государств, Украины и Белоруссии, почти одновременно пойдут в марте к избирательным урнам. Случайными сроки проведения выборов считать ни в коей мере нельзя. Белорусский автократ Александр Лукашенко сознательно назначил президентские выборы (19 марта) на конец недели перед парламентскими выборами у соседа: уверенность в том, что иностранные журналисты и наблюдатели за выборами отправятся через несколько дней из Минска в Киев, может облегчить Лукашенко после утверждения его на своем посту без помех рассчитаться с оппозицией.
В остальном же выборы в двух соседних государствах вряд ли имеют что-то общее между собой. Уже предвыборная борьба символизирует разницу в процессах, происходящих в бывших советских республиках.
В Белоруссии Лукашенко, судя по всему, твердо решил повернуть колесо истории вспять, в эпоху распавшегося Советского Союза. Он установил контроль над средствами массовой информации или заткнул им рот, большую часть возможных соперников убрал еще до выборов, арестовав их.
Безжалостно и мелочно опекаемую оппозицию он блокирует по возможности с помощью органов юстиции и спецслужбы КГБ. Однако бывший председатель колхоза может и без ожидающейся фальсификации результатов голосования идти на выборы сравнительно спокойно, учитывая низкий уровень безработицы и свою популярность в стране. Между тем усиление давления на оппозицию свидетельствует, насколько неуверен в своей силе, которую он охотно демонстрирует, сердитый отец страны.
Рассчитывать на народное восстание, равное по масштабам Оранжевой революции на Украине, вряд ли приходится. И все же оппозиция, находившаяся долгое время в параличе, по меньшей мере, использовала избирательную кампанию для того, чтобы вывести недовольную часть населения из состояния политической летаргии. Лукашенко уже мрачно пригрозил, что после выборов не оставит от оппозиции "камня на камне". Его пособники из КГБ ни в коей мере не исключают применения оружия в случае протестов против ожидающейся фальсификации результатов голосования.
Совершенно иная картина на Украине. За голоса избирателей соперники борются в свободной и мирной конкуренции, исходя из своих возможностей. Для восточноевропейских условий единственным в своем роде является дорогостоящее финансовое и агитационное сражение за расположение публики, проявляющей сдержанный интерес, с помощью которого олигархи, включенные во все списки, пытаются обеспечить себе столь желанные места в парламенте.
Во-первых, многим капитанам экономики иммунитет депутата кажется лучшей гарантией от уголовного преследования. Во-вторых, конституционная реформа значительно укрепила позиции парламента. Свои доходы можно намного эффективнее обезопасить только будучи народным представителем.
Какой курс возьмет Украина после выборов, неизвестно. Но партнеры по ЕС поступили бы, исходя уже из своих собственных интересов, правильно, если бы они и после выборов внимательно следили за развитием событий в соседних государствах, которым они долгое время не уделяли должного внимания.
Брюссель должен даже в случае смены власти в Киеве, несмотря на недостатки, поддержать Украину на пути к парламентской демократии, по меньшей мере, открыв ей европейскую перспективу. Одних благочестивых пожеланий Запада помогать в демократизации бывших советских республик недостаточно. Для соседей нужно также что-то сделать.