В начале ноября 2005 г. Палата представителей США одобрила выделение 4 млн.долл. дотаций российским политическим партиям и 95 млн.долл. - Фонду демократии, который находится в ведении американского госдепартамента, причем в прошлом году средства фонда, в основном, направлялись в Россию и на Украину. Тогда различные неправительственные и подобные им организации получили из различных американских фондов 95 млн.долл. (российские структуры) и 105 млн. долл. - украинские. Как известно, прошлогодняя 'оранжевая революция' на Украине финансировалась именно за счет американских частных и правительственных финансовых дотаций. В этом году, очевидно, США собираются выделить на политическую поддержку различных организаций в России и бывших республиках СССР как минимум такие же средства, как и в прошлом году, когда их общий объем составил 565 млн.долл. Кроме прямого правительственного финансирования со стороны США, ряд неправительственных организаций и некоторые политические партии в России и постсоветских республиках получают дотации и от частных фондов, которые, в свою очередь, также финансируются из американских правительственных источников, например, Freedom House, National Endowment for Democracy (Национальный фонд в поддержку демократии) , либо National Democratic Institute (Национальный демократический институт), а также Соросовский фонд Open Society (Открытое общество).
Это прямое и опосредованное финансирование из американских источников было успешным при проведении 'цветных революций', сначала в Югославии Милошевича, а потом в Грузии, на Украине и в Кыргызстане, которые завершились там приходом к власти проамериканских и прозападных режимов. Этот путь политических переворотов, однако, столкнулся в Узбекистане с твердым противостоянием тамошнего президента и его правительства. Каримов без колебаний кровавым образом подавил попытку переворота. На такое развитие событий не смогло повлиять последовавшее за подавлением переворота политическое и экономическое давление Вашингтона, которое поддержал Евросоюз. Единственным итогом было то, что американцев попросили покинуть базу в Узбекистане, а на освободившемся месте, которое ранее занимало США, прочно обосновалась Россия, подписавшая с Узбекистаном договор о военной помощи. Однако, даже этот провал не отвратил США от старого способа продавливания своих интересов, и в Вашингтоне открыто говорят о том, что на очереди сейчас белорусский президент Лукашенко. Некоторые американские и западные журналисты и политологи даже оценивают вероятность проведения подобной 'цветной революции' в России по окончании срока президентского правления Владимира Путина.
Однако, эта американская тактика столкнулась в России с жестким отпором. Еще в ноябре Госдума 370 голосами против 18 одобрил проект закона, который вводит новую процедуру регистрации для более, чем 300 000 неправительственных организаций, действующих в России, включая и те, которые связаны с заграницей. Они все должны зарегистрироваться в государственной комиссии, и их финансирование будет находиться под контролем. Согласно этому закону, судя по всему, иностранные организации, такие, как, к примеру, Greenpeace или Amnesty International, не смогут иметь в России свои прямые филиалы, но будут вынуждены создать там аналогичные российские структуры, которые буду подпадать под государственный контроль. Этот закон появился после прозвучавшей в июне жесткой критики президентом Путиным некоторых неправительственных организаций, которые он обвинил в том, что они получают финансирование из-за рубежа и продвигают интересы тех, кто им платит. 'Политические партии и организации в России не должны финансироваться и находиться под контролем заграничных организаций, причем это не разрешено также и в иных западных странах', - сказал президент.
Конечно, ни президент Путин, ни Госдума не имеют намерения поставить под угрозу те неправительственные организации, которые не имеют политических целей, но созданы для реализации культурных, социальных, экологических и других проектов. Поэтому депутаты Госдумы одновременно проголосовали за то, чтобы выделить на поддержку этих негосударственных российских организаций дотации в размере полмиллиарда рублей. По мнению депутатов, это необходимо для того, чтобы деятельность организаций не прекратилась из-за недостатка финансирования либо они не оказались в зависимости от финансирования из-за рубежа. Если у кого-то оставались иллюзии по поводу того, что в будущем с помощью американских долларовых вливаний можно было бы в России организовать политические изменения, аналогичные тем, которые произошли после 'оранжевой революции' на Украине, то наверняка этот человек должен быть расстроен. Ему остается разве что рассчитывать на то, что этот закон еще должна обсудить и утвердить верхняя палата парламента, а потом подписать президент Путин, что потребует определенного времени.
Кроме того, надо принять во внимание, что между Россией Путина и государствами, где 'цветные революции' оказались успешными, существует огромная разница. Эта большая страна отряхнула с себя наследие экономического разврата и политического замешательства времен президентства Ельцина, Путин имеет мощную поддержку населения, что подтверждают опросы общественного мнения, экономика развивается, судя по темпам роста ВВП, государственный бюджет уже шестой год подряд является профицитным, а жизненный уровень людей хоть и постепенно, но неуклонно повышается. Россия собрала в Стабилизационном фонде и в резервах Центробанка более 200 млрд.долл., она уже не одалживает деньги, а досрочно выплачивает долги. Москва вновь стала значимым игроком на мировой политической сцене.
Остается надеяться, что сейчас это все поймут и те люди в США и других странах, которые собираются с помощью долларовых вливаний влиять на российские неправительственные организации либо политические партии, чтобы с их помощью добиваться своих целей. Надо надеяться на то, что у них все же возобладает реалистическая оценка ситуации.
__________________________________________________________
Источник: Rusko v globalni politice