В связи с прогрессирующим истощением месторождений Северного моря, у Европы не остается другого выбора, как сдаться на милость России, чтобы обезопасить свою политику в области энергетических поставок. Вчера на встрече в Брюсселе двадцать пять европейских министров энергетики единодушно пришли к выводу, что им необходимо 'расширить' партнерство с Москвой, которое, по их мнению, имеет 'стратегическое значение'. Поскольку 45 процентов от общего объема импортных поставок газа в Европу осуществляется Россией, 'мы должны выстроить с ней долговременные и прочные партнерские отношения', заявила председательствующая в ЕС Австрия.
Этот тезис будет повторен завтра во время посвященного энергетическим вопросам заседания 'Большой восьмерки' в Москве, когда председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) будет принят Владимиром Путиным.
Ощущение энергозависимости от России еще более усилил газовый конфликт между Россией и Украиной, который произошел в начале года. 'Мы не можем себе представить, как мы обойдемся без российского газа', - признает министр промышленности Франции Франсуа Лоос (Franсois Loos).
Эти декларации квази-верности Москве радуют кремлевские власти, которые пользуются этим, чтобы 'водить за нос' своих европейских партнеров. 'Россия - экспортер энергоносителей, Европа - импортер. Мы не можем жить друг без друга', - заявил недавно в Брюсселе российский министр энергетики Виктор Христенко. Но, несмотря на эти лестные высказывания, 'общие интересы' не выливаются в конкретные действия. Европа, которая обладает технологической и финансовой экспертизой, в свою очередь, рассчитывает, что Россия ратифицирует Европейскую энергетическую хартию.
Дипломатическое оружие
Эта хартия была разработана сразу же после распада бывшей советской империи с целью обеспечения на контрактной основе надежного снабжения континента. Однако, Москва и ее 'оружие' - 'Газпром' - не испытывают ни малейшего желания ограничивать свою деятельность в той области, которая ими рассматривается, как гигантский внутренний энергетический рынок. Не желают они и отказываться от своей 'самовольной' газовой политики. 'Россия всегда предпочитала двусторонние отношения', - заявляет российское официальное лицо и использует 'серое золото' в качестве дипломатического оружия. Еще не сложились все условия для ратификации Россией Энергетической хартии, снова повторил вчера российский министр энергетики.
Кроме того, "Газпром" отказывается открыть доступ к своим трубопроводам европейским компаниям, что позволило бы странам, граничащим с ЕС, в случае проблем с поставками оказывать друг другу взаимную помощь. Брюссель совсем не понимает этой позиции в свете того, что российский концерн осуществляет инвестиции в европейские газораспределительные компании. Недавно "Газпром" приобрел 35% капитала "Wingas", германской компании, контролируемой BASF. Со своей стороны, "Газпром" упрекает своих европейских клиентов в нежелании подписывать долгосрочные контракты. 'Когда говорят об энергетической безопасности и забывают о гарантированном спросе, обсуждают абстрактную проблему (. . .), но это - улица с двусторонним движением. Нельзя обеспечить безопасность пешеходов без обеспечения безопасности водителей', - заявил Александр Медведев, заместитель председателя правления 'Газпрома'.
Европейцы высказываются за укрепление партнерских отношений с Россией, но одновременно намекают, что могут начать закупать газ у других стран - у Турции, Алжира или на Кавказе. Совет по экономическому сотрудничеству - научный центр, созданный по инициативе Испании, Франции, Италии и Португалии - недавно представил на рассмотрение Баррозу доклад, в котором расписываются радужные перспективы поставок природного газа из Северной Африки. 'Чтобы ограничить влияние России, Европа должна дать ей понять, что у нее не один козырь на руках', - поясняет Ив Бертончини (Yves Bertoncini), директор Совета по экономическому сотрудничеству. Сначала 'обольстить', а затем 'дать от ворот поворот': таков рецепт, изобретенный Брюсселем для умасливания Москвы.