Спасут ли российскую армию священники в военной форме? Кажется, надеясь именно на это, военная прокуратура разработала законопроект, который предусматривает интеграцию в армию тех, кого верующие называют 'батюшка'. По замыслу авторов законопроекта, обязательное присутствие православных священников позволит 'укрепить воинскую дисциплину, повысить уровень патриотизма и решить проблему 'дедовщины' в армии'.
Судя по всему, именно из-за последней из вышеперечисленных причин командование вооруженных сил стало вдруг одобрительно относиться к этой идее. Когда тот же замысел попытались воплотить в жизнь в девяностых годах прошлого века, был получен отказ по причине несоответствия Конституции. В то время считалось, что законы о свободе вероисповедания и отделения религии от государства должны быть пересмотрены. Но, армия оказалась сильнее.
Теперь порядок вещей изменился. Армия до сих пор не оправилась от скандала, который она не смогла замять, и который нанес дополнительный вред ее и так уже подорванной репутации. Солдат Андрей Сычев в наказание за то, что не смог 'найти девушек' накануне Нового Года, был жестоко избит 'дедами', что, к сожалению, является широко распространенной практикой в российской армии. Солдат Сычев попал в больницу, где ему ампутировали обе ноги и половые органы.
Эта история получила широкий резонанс и вышла далеко за пределы челябинского танкового училища. После шквала негодования со стороны СМИ, населения и Комитета солдатских матерей, который без устали борется за права призывников, прокуратура была вынуждена возбудить уголовное дело. В 2005 году в армии почти 1000 человек умерло ' вне зоны боевых действий', из которых 276 человек покончили с собой. Наблюдаются многочисленные случаи дезертирства из армии.
Неужели армия все еще надеется, что православная церковь ее спасет? Согласно данным патриархии, после заключенного с вооруженными силами в 1994 году соглашения, около 2000 священников совершают богослужения в казармах, правда, они не являются военнослужащими. Это число удвоится, если к ним добавятся священники-солдаты.
На выезде из Москвы, в деревне Екатериновка, над забором, опоясывающим воинскую часть 83466, возвышается деревянная часовня. Это одна из 156 православных часовен и церквей, возведенных в самом сердце российских войсковых частей. Каждое воскресенье двери часовни рядом с казармой, где обитают более 700 призывников, широко открыты для верующих, и, зачастую, для семей и друзей молодых солдат.
Отец Александр, крепко сбитый мужчина, прибыл сюда в качестве полкового священника в 1997 году. 'Наши солдаты построили эту церковь за 40 дней. Иисус в пустыне постился столько же', - говорит он с гордостью. Под его присмотром четверо солдат убираются в церкви, протирают иконы, которые 'целуют солдаты перед сдачей экзаменов'. Один из них, Сергей, хочет поступить в семинарию. Николай, в свою очередь, был назначен хористом. Оба говорят, что они чувствуют себя здесь защищенными, что бывает далеко не в каждой части.
'Офицеры командуют солдатом, а священник - его душой', - говорит отец Александр, сам в прошлом моряк российского флота. Он не хочет говорить о 'дедовщине' в армии, но признает, что такая проблема существует. 'Мы сумели предотвратить достаточно много самоубийств. Эти мальчишки проклинают проведенные здесь годы. Нужно их выслушать, направить к врачу, и, самое главное, вернуть их семьям'.
С его точки зрения, законопроект, который обеспечит присутствие 'батюшки' в каждой воинской части и на каждом военном корабле, является моральной гарантией. Закон обещает стать и финансово выгодным: министерство обороны готово возместить часть расходов.
Защитники прав человека предупреждают, что если одной религии будет отдано предпочтение перед другими, это может вызвать недовольство других религиозных конфессий. 'Честно говоря, последний появившийся здесь мусульманин, сменил веру', - вспоминает Николай. Священник обещает в случае необходимости пригласить имама или раввина. Но 'последнее слово всегда остается за командиром части'.