Газовый кризис на Украине. Ядерный кризис в Иране. Кризис в ЕС, вызванный желанием группы стран во главе с Францией создать 'национальных гигантов' в области газа и электроэнергетики. Энергетическая безопасность является в настоящее время приоритетным вопросом для любого политического лидера.
Что логично для мира, развитие которого зависит от доступа к недорогим энергоресурсам. И нельзя не отдавать себе отчет в том, что эти ресурсы истощаются, цены на энергоносители неизбежно растут и увеличивается опасность того, что они могут стать оружием 'массового давления'.
ЕС, перед лицом этих проблем, находится в не самой выгодной позиции. Страны ЕС не способны договориться и одобрить принципы общей политики и, поэтому, хотят либерализовать рынок энергетики, чтобы выпустить на волю 'незримые силы' рынка. Но ЕС отдает себе отчет в том, что рука, лежащая на кранах газо- и нефтепроводов, от которых он сильно зависит, принадлежит Владимиру Путину. И тут внезапно ЕС начинают одолевать сомнения в эффективности либерализма в энергетическом секторе.
Да, нужны стратегические запасы. Да, нужно ускорять развитие альтернативных источников энергии. Но вот создание, как это предлагает Польша, в противовес России некоего подобия энергетической НАТО, может стать, по мнению других европейских стран, плохо продуманным и неосуществимым шагом.
Принцип 'каждый за себя и за свою национальную мега-корпорацию', которому следует Франция, приведет к ослаблению Европы и не даст никаких гарантий в области энергетической безопасности, которую можно достичь только совместными усилиями. Особенно, когда вашим визави является Путин, который ловко применяет принцип 'разделяй и властвуй', и который хочет быть центральной фигурой в этой новой Большой игре. Он хочет, чтобы прекратился поток критики, как по поводу его внутренней политики, так и касательно давления, которое он оказывает на своих соседей, когда с одной стороны предлагает им сотрудничество, а с другой стороны намекает на потенциальные неприятности. Было бы полным абсурдом отвергнуть его предложения о сотрудничестве. Но Россия должна признать, что только ее приверженность демократическим принципам и ратификация Европейской энергетической хартии убедит Европу в том, что она является надежным партнером. В конце концов, клиенты нужны России не в меньшей мере, чем ЕС нужны поставщики.