Открывшаяся последняя сессия Верховной Рады, снова заставила задуматься над старой истиной о том, что "тот, кто забыл свое прошлое, обречен пережить его вновь".
Наблюдая за политическим танцами современного украинского общества, не перестаешь удивляться особенностям человеческой памяти.
Почему народ, имеющий такое скорбное историческое прошлое, постоянно наступает на одни и те же грабли? Что движет рукой и сердцем избирателя, который каждый раз уверенно опускает в избирательную урну бюллетень с уже набившими оскомину фамилиями?
Социологические опросы, выходящие на экраны телевизоров, с периодичностью прогнозов погоды, постоянно внушают мысль о том, что в парламент снова попадают так называемые рейтинговые партии. А точнее сказать партии рейтинговых фамилий.
Украинское общество напоминает большую старую телегу без лошади. Телега движется по одной и той же ухабистой дороге и вся работа власти сводится к тому, чтобы вовремя поставить на место отвалившееся колесо, а работа оппозиции, чтобы прокричать об этом.
Люди, самодовольно называющие себя политической элитой, на самом деле напоминают нерадивое правление советского колхоза, для которого смена времен года так и осталась вечной неожиданностью, на борьбу с которой надо бросить все усилия.
О чем на самом деле думают лидеры политических партий, позирующие перед телекамерами то в образе наставника селян, пробующего колоски на полях, то в образе шахтера, спускающего в забой?
Что нового могут они сказать этим людям, что так счастливо улыбаются, глядя на них, тут же в кадре? Что могут предложить обществу те, кто гордятся только тем, что они депутаты уже не первого созыва? Глядя на то, что творится вокруг, судя по всему, уже ничего.
Многие из них, оправдывают свою беспомощность длительным отсутствием государственности, проблемами роста и молодости нового украинского общества. Но разве это может быть серьезным аргументом для людей, которые хотя бы изредка заглядывают в учебники по истории?
Отсутствие государственности это всего лишь факт прошлого, но не причина настоящего. Этим господам следует напомнить, что народам, находящимся в географическом поясе от Кольского полуострова до Крымского, вообще не везло с государственностью.
До двадцатого столетия не было своего государства ни у финнов, ни у латышей, ни у эстонцев. Чуть больше повезло Литве.
И что же? Где теперь эти страны? Украинским коммунистам, как настоящим, так и перекрашенным, следует напомнить, что Финляндия, потому и входит в десятку развитых стран, что ей единственной удалось избежать советизации.
Но о том, что разруха не в клозетах, а в головах, догадывались светлые головы и в советской России.
В феврале 2004 года, в статье для польской "Газеты Виборчей", Виктор Ющенко рассказал, как он мечтает о том, что украинский народ "живет благополучно и счастливо, а власть в Украине служит людям и не заботится о собственных интересах".
"История учит, что все зарождается с таких мечтаний" - подытоживал будущий
президент.
Но та же история учит нас, что мечтами все может и закончится.
Народ, заполнивший украинские майданы в ожидании больших перемен, простил бы оранжевым лидерам многое, лишь бы эти перемены начались. Но, люди, пришедшие к власти на волне оранжевых событий, оказались неспособны к тому, что делает событие революцией. А именно - качественным изменениям в общественных отношениях.
О том, что широта размаха не соответствует силе удара, общество стало догадываться уже через пару месяцев после инаугурации. Оставив политическую супругу на хозяйстве, президент пустился в многочисленные заграничные турне. Где он читал маниловские лекции и срывал аплодисменты.
А в стране, про которую он так вдохновенно рассказывал на западе, кипела совсем другая жизнь. Юлия Владимировна, со свойственным ей рвением, взялась латать бреши и поднимать вечно падающие колеса у той телеги, которая, если верить лекциям президента, уже приближалась к Европе.
Пенсии, доплаты, пособия-эти слова, как мантры, слетали с уст улыбающегося премьера. Слушая Юлию Владимировну, складывалось впечатление, что большинство населения страны является попросту недееспособным.
Остальной же части общества, не было предложено не только радикальной хирургии, но и качественной терапии. Обычный советский страх утерять контроль над процессами, до сих пор сковывает украинскую правящую верхушку, как властную, так и оппозиционную.
Вряд ли эти люди способны создать системы, по которым общество будет самоорганизовываться и забудет фамилии тех, кто ими управляет.
Похоже, что в намерения новой власти не входило ничего, кроме планов перераспределения. Перераспределения мест, денежных потоков, и всех тех ингредиентов, которыми так богата и привлекательна украинская политическая кухня.
Но даже на кухне любая кухарка сможет ответить на вопрос без чего нельзя испечь пирог. Пирог нельзя испечь без идеи. Наши повара такой идеи не имели.
Каждая команда варила, что называется на глазок. А потому случилось то, что случилось. Комсомольский огонь вступил в соприкосновение с застоявшимся газом кумовства, подковерной борьбой и всего того, что называется византийством.
Украинский политический олимп запылал.
Оранжевый электорат, дезориентированный дымом взаимных обвинений своих лидеров, начал раскалываться и не заметил, как из политического небытия, вынырнула голова давно забытого "проффесора".
Пользуясь возникшей суматохой, Виктор Янукович, как настоящий фокусник, довольно быстро материализовался в информационном пространстве Украины. А его растущие рейтинги все больше напоминают шаги Командора.
Нет, не прав был Олег Рыбачук, когда, отвечая на вопрос слушателя в эфире "Радио Эра" о сильной руке. Он сказал, что украинцы - не россияне, а вполне европейская нация и времена сильной руки и крепких хозяйственников давно канули в лету.
Слишком тяжелой оказалась советская наследственность, чтобы можно было надеяться только на украинскую ментальность и способность народа к самоорганизации.
Беда нашей элиты в том, что она не только не видит человека, но и боится его. Поэтому она никогда не упростит жизнь бизнесу "с нуля", который в состоянии сам обеспечить пенсионеров, построить дороги, и наладить жизнь в подъездах.
Поэтому она никогда не примет закон о меценатстве, который позволит гуманитарным и научным организациям, школам, университетам не стоять в очереди за бюджетными средствами.
Она никогда добровольно не примет ни этих, ни подобных законов. Потому что эти законы ведут к воспроизводству думающей нации, а не населения. Потому что, думающая нация никогда не сделает тот выбор, который ей навязывают манипуляторы. Думающей нации не нужен хозяин.
И беда президента Ющенко только в том, что он не смог или не захотел этого понять.
Не смог выдавить из себя кланового раба. И только благодаря этому сила, которая выступает от его имени, может проиграть двум явно выраженным авторитарным лидерам.
И если на президентских выборах Украина была разделена на тех, кто выбирал между президентом и хозяином, то сегодня выбор, который предложен нации - это не более, чем выбор голых королей.
Те, кого в средствах массовой информации почему-то именуют элитой, на самом деле являются всего лишь своеобразной колонией политических полипов. Но политические полипы тем и опасны, что способны перекрывать подачу воздуха в мозг украинского общества и постепенно привести его к частичной дебилизации.
Открывшаяся последняя сессия Верховной Рады - это последнее предвыборное шоу политических аденоидов, внутренней политикой которых опять станут проблемы перераспределения потоков, а внешней - ответ на вопрос " С кем дружить?" И ничего нового они уже не предложат.
А обществу в марте снова делать выбор. И только после этого выбора можно будет наконец-то ответить на вопрос: А любит ли Бог Украину?
____________________________________________________________
Что Бог думает об Украине ("Украинская правда", Украина)