БРЮССЕЛЬ - Укрепить связи с Россией в энергетической области. Способы и сроки подлежат определению, но желание и необходимость привести в действие более тесное сотрудничество с Москвой сделались совершенно очевидными во время вчерашнего экстраординарного заседания Совета министров энергетики Европы в Брюсселе.
'Россия для нас является важным энергетическим партнером, - подчеркнул австрийский министр экономики, представитель страны, председательствующей в Евросоюзе, Мартин Бартенштейн. - А значит, нам требуется новое энергетическое партнерство с российским правительством, более прочное, с более крепкими основаниями'.
Такое мнение накануне энергетического саммита G8 в Москве высказывали и другие министры. 'В смысле внешних отношений, - вторил австрийцу британский министр энергетики Малкольм Уикс, - важно согласовать развитие европейской стратегии с такими крупными партнерами, как Россия'.
Особое внимание, которое представители 25 стран Евросоюза уделяют отношениям с Москвой, не удивляет. Москва на четверть удовлетворяет потребности ЕС в природном газе. Это отношения зависимости, и вся их важность и уязвимость стала очевидной в начале года - случился кризис между Россией и Украиной, - от которого пострадала также и Европа. Закручивая вентиль Украине, 'Газпром' существенным образом нарушил и поставки различным европейским странам, в том числе и Италии.
С 2000 года Евросоюз и Россия ведут 'энергетический диалог', касающийся различных аспектов - в частности, обеспечения надежности поставок и инфраструктуры. Как сообщили источники в Евросоюзе, основная идея состоит в том, чтобы осуществить переключение скоростей в двусторонних отношениях и перейти к принудительным мерам.
Европейские министры не определили вчера никаких конкретных мер. Тем не менее, к Москве был обращен призыв ратифицировать Энергетическую Хартию, с тем чтобы улучшить 'инвестиционный климат в России и в транзитных странах'. Речь идет о документе, одобренном в начале девяностых годов, по окончанию холодной войны, чьей целью было обеспечение сотрудничества между странами бывшего Советского Союза и Восточной Европы - и Европой. В 1994 году его подписало российское правительство, однако он так и не был ратифицирован. Вчера из Москвы российский министр энергетики Виктор Христенко также охладил пыл, в очередной раз высказавшись в том смысле, что еще не существует условий для ратификации со стороны России, поскольку согласие с Хартией 'означает, что потом надо будет подписывать протокол о транзите, а споры по поводу этого ключевого документа идут уже несколько лет'.
Тем не менее, Бартенштейн намерен снова предложить российскому правительству подписать Хартию, сделав это сегодня, а затем завтра, в Москве, прежде чем президент Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу встретится с российским президентом Путиным в пятницу. По поводу энергетики, разъяснил официальный представитель Баррозу Йоханнес Лайтенбергер, 'в данной стадии не идет речь о формальных переговорах, имеющих своей целью достижение конкретного результата'.
Европейские министры обсудили также 'Зеленую книгу', представленную Комиссией. В ней акцент делается на необходимости увеличить надежность поставок, а также усилить интеграцию рынка, отказавшись от соблазнов, связанных с протекционизмом, усилившимся в последнее время во Франции и Испании. Итальянский министр промышленности Клаудио Скайола подчеркнул, что Европа, в настоящий момент зависящая от внешних поставок на 50%, рискует к 2030 году дойти до 80%, а потому следует поддерживать проекты получения 'энергии от ветряных электростанций, гидроэлектростанций и атомных электростанций'. ЕС 'должен поставить энергетику на первое место среди своих приоритетов, потому что энергетические проблемы сегодня представляют собой испытательный стенд для объединенной Европы', - заявил Скайола, отметив, что необходимо также способствовать 'европейским представителям, которые были бы в состоянии участвовать в конкурентной борьбе на мировых рынках, гораздо больше, чем национальным представителям, стремящимся защитить собственный рынок'.