В четверг европейские члены группы восьми промышленно развитых стран усилили давление на Москву с тем, чтобы она ратифицировала Договор к Энергетической Хартии. Это открыло бы ее газопроводы независимым производителям.
Кроме того, как стало известно из просочившегося в прессу проекта коммюнике санкт-петербургского саммита 'большой восьмерки', Россия уже не столь решительно заявляет, что группа в целом поддерживает развитие ядерной энергетики - против чего выступила Германия.
В заявлении, появившемся в четверг, говорится: 'Для тех стран, которые желают этого, широкомасштабное развитие безопасной и надежной ядерной энергетики исключительно важно: для диверсификации поставок энергии'.
По словам одного дипломата, на саммите в Санкт-Петербурге Россия должна предложить конкретные меры по возмещению ущерба, вызванного приостановлением поставок газа на Украину в январе. В результате, были сорваны поставки во множество европейских стран.
Алан Джонсон (Alan Johnson), министр торговли и промышленности Великобритании, заявил, что он надеется, что Россия ратифицирует Договор к Энергетической Хартии.
По его словам, 'большая восьмерка' также хотела бы повышения прозрачности и обмена информации с Россией по ее газовым запасам и инфраструктуре.
Договор предусматривает процедуры арбитража в случае ценового спора между государствами и не позволит России просто прекратить поставки газа в ту или иную страну. Кроме того, он потребует от России открыть ее газопроводы независимым производителям и третьим странам, таким, как, например, Казахстан.
Для России это самый спорный вопрос. Она выступает против либерализации экспортных газопроводов, контролируемых 'Газпромом', ведущей энергетической компанией страны и газовой монополией.
Российский министр энергетики Виктор Христенко заявил, что переговоры ведутся в формате 'Россия-ЕС', 'так как у этих двух сторон различные подходы'.
ЕС хочет, чтобы Россия открыла доступ к своим трубопроводам, а взамен готов позволить 'Газпрому' войти на свои потребительские рынки. Пока Россия не принимает пункта Договора к Энергетической Хартии о либерализации трубопроводов, но готова дать западным компаниям доступ к миноритарным пакетам акций в компаниях, осваивающих ее природные ресурсы.
'Переговоры продолжаются, переговорный процесс непростой, и, если будут достигнуты результаты, это откроет возможность для ратификации [хартии]', заявил Христенко.
Прозрачно намекая на инвестиционный климат в России, министры энергетики стран 'большой восьмерки' отмечают в своем заявлении, что страны, желающие привлечь инвестиции, должны 'обладать открытым и благоприятным инвестиционным режимом, включающим в себя стабильные и предсказуемые нормы, прозрачное налоговое законодательство и эффективные административные процедуры'.
____________________________________________________________
Российский энергогигант с раздвоением личности ("The Times", Великобритания)
Шеф 'Газпрома' готовится к битве в 'большой восьмерке' ("The Times", Великобритания)
Угроза, которую представляет российская энергетическая мощь ("The Times", Великобритания)
'Газпром' обвиняет Европу в наивности и двойных стандартах ("The Times", Великобритания)
Энергия государства: роль "Газпрома" в планах Путина ("The Financial Times", Великобритания)