"Америка ведет войну". С этого начинается предисловие президента Буша (George W. Bush) к разработанному его администрацией документу "Стратегия национальной безопасности", который был обнародован в четверг. Но подход американского президента к тому, чтобы сделать Соединенные Штаты более безопасными, приведет к тому, что многие другие страны станут чувствовать себя в меньшей безопасности. Конечным результатом этого станет более опасный мир.
Этот 49-страничный документ определяет две главные опоры национальной безопасности. Вторая из них имеет смысл. Она признает, что Соединенные Штаты "должны быть лидером разрастающегося сообщества демократических стран", чтобы справляться с такими вызовами, как пандемические болезни и терроризм; что содействие демократии и экономический рост за рубежом повышают безопасность США; и что сокращение глобальной бедности является стратегическим приоритетом.
Опасно кривой является первая опора. В ее основу положена спорная стратегия национальной безопасности от 2002 года, которая своим расширенным толкованием права на упреждающий удар вызвала тревогу всего мира. Бушевские стратеги могли бы принять во внимание события последних 4 лет и подправить этот стратегический перекос. Вместо этого они усугубили свои ошибки. Новая стратегия, оправдываемая "войной с террором", подтверждает некоторые из самых провальных курсов Соединенных Штатов.
Концепция превентивной войны, например, оправдывается давно принятой доктриной упреждающих действий. Буш начал войну с Ираком, оправдывая ее, в том числе, тем, что стремление Саддама Хусейна (Saddam Hussein) к обладанию оружием массового поражения (ОМП) представляет серьезную и нарастающую угрозу для региона, и что его свержение лишит "Аль-Каиду" еще одной операционной базы после свержения режима "Талибан" в Афганистане. Ни одно из этих оправданий в то время не было правильным. Но, вторгшись в Ирак, Буш сам себе создал кошмар. Ирак сегодня является магнитом для джихадистов. А Иран только лишь укрепился в своей решимости создать собственное ядерное оружие, чтобы избежать аналогичной Ираку судьбы.
Более того, эта стратегия по-прежнему оправдывает упреждающие удары даже в случае, если данные разведки об угрозе нападения являются неубедительными: "Мы не исключаем применения силы до того, как произойдет нападение, даже если будут оставаться сомнения относительно времени и места нападения противника". Этот документ также посылает "плохим парням" предостережение о возможном нападении США: "Мир станет лучше, если тираны будут знать, что их стремление к ОМП их погубит". Государства всегда сохраняли свое право на упреждающий удар в случае угрозы неизбежного нападения, но это - прозрачное прикрытие для смены режима.
Другой опасной политикой, подтвержденной в документе, является упор на усовершенствованные ядерные боеприпасы как основу национальной безопасности США, несмотря даже на то, что Америка продолжает настаивать на том, чтобы другие страны не создавали ядерного оружия в целях собственной безопасности. США вполне правильно утверждают, что доктрина устрашения должна быть дополнена хорошими наступательными возможностями. Против нападающих-самоубийц имеет смысл применять обычные средства упреждения - например, воздушные бомбардировки штаба Усамы Бен Ладена (Osama bin Laden).
Но было бы жутким утверждать, что США станут применять для этого ядерное оружие. В документе сказано, что США разрабатывают "наступательные ударные системы (как ядерные, так усовершенствованные обычные)". Программа "глобальных ударов" Пентагона, имеющая целью поражение ядерных объектов, является именно такой инициативой.
В документе, который называет противниками Иран и Северную Корею, подобное утверждение является контрпродуктивным. Оно обеспечивает этим режимам все то оправдание, которое им нужно, чтобы создать собственные ядерные средства устрашения. И оно практически гарантирует продолжение того самого распространения, которое Буш назвал величайшей из угроз.