Завтра Российский президент Владимир Путин должен прибыть в Пекин для переговоров, где поставки энергоносителей станут одной из главных тем. Пекин намерен настоять, чтобы его богатый природными ресурсами сосед выполнил данные ранее обещания и увеличил поставки энергоносителей в Китай.
В ходе двухдневного визита г-на Путина принимающая сторона скорее всего даст ему понять: Пекин разочарован тем, что Россия не оказывает Китаю помощи в области энергетики в желаемых объемах. Ожидается, что китайская сторона попытается подтолкнуть российского лидера к принятию конкретных решений о строительстве нефте- и газопроводов, ведущих в Китай.
'Китай не удовлетворяет развитие сотрудничества в области энергетики, - отметил в начале месяца заместитель председателя Национальной комиссии по развитию и реформам Чжан Гобао (Zhang Guobao) в интервью российскому информационному агентству 'Интерфакс', хотя обычно китайские чиновники стараются избегать публичного выражения озабоченности. - На мой взгляд, на практическом уровне сотрудничество остается весьма незначительным'.
Отсутствие продвижения вперед в этой области вызывает разочарование у Пекина, вынужденного искать по всему свету источники поставок энергоносителей для бурно развивающейся китайской экономики, хотя до России - страны, занимающей первое место в мире по добыче газа и второе по добыче нефти - буквально рукой подать. В настоящее время Россия вообще не экспортирует газ в Китай, а ее нефтяные поставки составляют лишь 5% от общего объема китайского импорта этого сырья.
Из-за напряженности, царившей в отношениях между этими двумя гигантскими государствами в годы Холодной войны, их сегодня не связывает ни одна 'нитка' трубопровода, да и железнодорожное сообщение между ними ограничено. В прошлом году Россия поставила в Китай по железной дороге 7,7 миллионов метрических тонн нефти, хотя обещала поставить 10 миллионов тонн.
Ожидается, что на этой неделе главной темой для обсуждения станет возобновление переговоров о строительстве ответвления для перекачки нефти в Китай из трубопровода стоимостью в 7 миллиардов долларов, который Россия планирует проложить из Восточной Сибири к тихоокеанскому побережью, а также буксующий проект по строительству газопровода.
Китай уже не первый год пытается побудить Россию проложить новые транспортные 'нитки' и увеличить объем поставок. Однако из-за политических маневров Кремля, пресловутого российского бюрократизма и сохраняющихся у Москвы подозрений в отношении более динамично развивающегося соседа, в этой области возникают проволочки, а обещания нарушаются. Одновременно все попытки Пекина приобрести энергетические активы в России блокируются Кремлем.
Китай стремится к укреплению энергетического сотрудничества с Россией в частности и потому, что поставки сырья по суше безопаснее морских перевозок. Сегодня четыре пятых импортируемой нефти Китай получает по морскому маршруту через Молуккский пролив, который, как полагают пекинские стратеги, может быть легко перекрыт.
Официальные лица обеих стран утверждают, что соглашение о строительстве ответвления Тихоокеанского нефтепровода может быть подписано уже в ходе визита Путина, хотя предыдущий опыт заставляет Пекин относиться к обещаниям Москвы с осторожностью.
'Возьмем вопрос о прокладке нефтепровода... Один российский чиновник говорит, что решение об этом уже принято, другой - что это не так, - заметил г-н Чжан в упомянутом интервью (на прошлой неделе его ведомство в Пекине официально поддержало эти высказывания). - Весь процесс идет неудовлетворительно'.
Одновременно Япония также оказывает давление на Кремль, стремясь заручиться гарантиями, что любой планируемый трубопровод будет проложен к тихоокеанскому побережью, а не напрямую в Китай - это не позволит Пекину монополизировать российские поставки. Несмотря на заверения Москвы, что нефти хватит для обеих стран-импортеров, официальный Токио опасается, что из-за мощного экономического роста в Китае японским потребителям российской нефти просто не достанется.
В самой России тем временем идет борьба за то, кто и как будет транспортировать поставляемую нефть. Железнодорожное ведомство планирует потратить более миллиарда долларов на расширение железнодорожной сети для перевозки нефти в Китай. Теперь оно требует от государства гарантий, что проектируемый газопровод не сорвет железнодорожные поставки, хотя этот способ транспортировки нефти обходится дороже.
Российские официальные лица настаивают, что в их намерения входит расширение экспорта энергоносителей в азиатские страны, и особенно в Китай, и выражают надежду, что новый трубопровод будет способствовать экономическому росту в малонаселенной Сибири. После ввода в строй в 2008 г. через эту 'нитку' можно будет перекачивать до 600000 баррелей нефти в день. Москва заявляет о намерении повысить ее пропускную способность до 1,6 миллиона баррелей в сутки, но когда это произойдет, чиновники не уточняют.
Хань Сяопин (Han Xiaoping), старший вице-президент пекинской консалтинговой фирмы 'Beijing Falcon Pioneer Technology Co.', специализирующейся на вопросах энергетики, полагает, что переговоры могут еще занять какое-то время: 'Россия не руководствуется рыночными соображениями. Но, может быть этот визит [Путина] постепенно сдвинет дело с мертвой точки'.
Что же касается поставок газа в Китай, то Москва лишь приступает к переговорам о строительстве новых газопроводов. Представитель государственной газовой корпорации ОАО 'Газпром' заявил, что на этой неделе компания подпишет в Пекине соглашение, где будут оговариваться объемы планируемых поставок и формула ценообразования. Однако официальные источники отмечают, что важнейшие вопросы - в том числе и о маршрутах будущих газопроводов стоимостью в миллиарды долларов - пока не решены.
'В России подписание контракта - лишь начало переговоров, - отмечает Стивен О'Салливан (Stephen O'Sullivan), аналитик из московской брокерской фирмы 'United Financial Froup'. - Китайцы же все жестче высказывают свою точку зрения по принципу 'Мы не хотим ждать, пока вы раскачаетесь''.
Пекин несомненно предпочел бы безопасные и дешевые поставки российского газа по трубопроводам, однако в качестве альтернативы китайские власти могут построить новые терминалы для сжиженного газа, поступающего из других азиатских стран.
Пекин и 'BP' разрабатывали соглашение о поставках газа из гигантского Ковыктинского месторождения, расположенного возле озера Байкал - сравнительно недалеко от монгольской границы. Однако 'Газпром' заблокировал эту сделку, заявив, что сам будет принимать решения, где строить трубопроводы.
В пятницу, в интервью китайским СМИ первый заместитель премьер-министра России Дмитрий Медведев, одновременно занимающий пост председателя Совета директоров 'Газпрома', сделал обнадеживающее заявление в отношении Ковыкты, назвав этот проект примером 'значительного потенциала нашего взаимодействия в газовой сфере'.
Российские официальные лица выражают озабоченность тем, что в случае прокладки газопровода непосредственно в Китай Москва превратится в заложника 'потребителя-монополиста'. По мнению аналитиков и чиновников, 'Газпрому' необходимо быстро принять решение относительно эксплуатации месторождений и строительства будущих трубопроводов, с тем, чтобы уже в начале следующего десятилетия он уже мог осуществлять поставки газа.
В подготовке данной статьи участвовали Керстен Чжан (Kersten Zhang) и Цуй Жун (Cui Rong), Пекин