Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Запад мог бы снова привлечь Россию на свою сторону

В защиту иранской политики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на все разногласия, существующие сегодня между Россией и Западом и вызванные развитием авторитаризма в России, иранский конфликт дает шанс реинтеграции России в единую коалицию

Несмотря на все разногласия, существующие сегодня между Россией и Западом и вызванные развитием авторитаризма в России, иранский конфликт дает шанс реинтеграции России в единую коалицию. Во всяком случае, советник Путина Виктор Иванов недавно подчеркивал в Берлине, что Россия тоже не может согласиться с тем, чтобы Иран стал обладателем атомной бомбы. Эта коалиция функционировала после событий 11 сентября 2001 года во время войны в Афганистане и распалась в период иракского конфликта.

В иракском конфликте США допустили ошибку, с самого начала отстранив Россию от нефтяного бизнеса в постсаддамовском Ираке. За конструктивную позицию в иранском конфликте ЕС может предложить России расширение партнерства в области энергетики не только в нефтегазовой отрасли, но и в вопросах снабжения электроэнергией.

Но Запад по-прежнему относится скептически к партнерству России с Ираном. Иранский рынок является для российской промышленной продукции одним из самых важных. Москва нуждается в поддержке Тегерана в создании нового газового ОПЕК в Евразии. Обе страны обладают почти половиной мировых запасов природного газа. Москва и Тегеран пока препятствуют Западу строить альтернативные нефте-и газопроводы в бассейне Каспийского моря. Наконец, Россия ценит нейтральную позицию Ирана в чеченском конфликте. Тегеран мог бы поддержать чеченских исламистов.

Через урегулирование ядерного спора с Ираном Россия пробивается на мировую политическую арену. Ее уже больше не устраивает роль младшего партнера в "квартете" США-ЕС-ООН-Россия в ближневосточном конфликте. Приглашение руководству ХАМАС указывает на то, что Москва стремится к самостоятельной роли в арабском мире. Об этом говорят также поставки зенитно-ракетных комплексов Сирии и Ирану.

У США вызывает сомнения в плане возвращения России в западную коалицию российская дипломатия на постсоветском пространстве. Давление России на Грузию и на Украину - на государства, стремящиеся в НАТО, - растет. Прошли выборы в Белоруссии, в это воскресенье проголосует Украина. Запад мог бы не признавать победу белорусского диктатора Александра Лукашенко. Но Белоруссия находится в оборонительном союзе с Москвой, и Кремль заявил, что не потерпит никаких "революций" на постсоветском пространстве.

После парламентских выборов на Украине может отпраздновать свое возвращение противник Оранжевой революции Виктор Янукович. Его партия, согласно всем опросам, лидирует, в то время как лагерь реформаторов во главе с Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко расколот. Вернется ли Украина с учетом результатов выборов в "единое экономическое пространство" с Россией? Авторы исследования Всемирного банка считают, что постсоветские страны продолжают оставаться под влиянием России и прогнозируют развитие, когда на континенте на одной стороне будет находиться Европа ЕС, а на другой - Восточная Европа, ориентированная на Россию. Прием Украины и Грузии в НАТО, как того требуют стратеги США, остается пока иллюзорным.

Министр иностранных дел Сергей Лавров говорит о новой внешней политике, более активно отстаивающей национальные интересы России, но без столкновения с Западом. Российскую внешнюю политику следует рассматривать с точки зрения внутриполитических процессов. Россия тоже готовится к президентским выборам 2007/2008. Путин хочет обеспечить преемственность своей политики. Будущие отношения с Западом будут при этом играть большую роль. В российском руководстве можно заметить две тенденции: "реформаторам" вокруг первого вице-премьера Дмитрия Медведева Запад необходим для продолжения модернизации страны. Напротив, представители спецслужб вокруг главы "Роснефти" Игоря Сечина придерживаются точки зрения, что Россия достаточно сильна, чтобы иметь свою собственную монополию в мировой политике. Путин пока лавирует между двумя группами.