Нельзя сказать, что президент Буш не умеет масштабно мыслить. Главной идеей его инаугурационного выступления в 2005 году была борьба с тиранией во всем мире, и в этом главная цель обновленного сценария национальной безопасности его администрации. Но он также осознает, что в демократическом строительстве нельзя подходить ко всем с одной меркой, и такой реализм можно только приветствовать.
"Хотя наши принципы неизменны, тактика их реализации может быть разнообразной", - говорится в опубликованном на прошлой неделе Белым домом докладе о стратегии национальной безопасности. Иногда Соединенные Штаты будут предпринимать "видимые и слышимые" шаги в направлении перемен. Иногда они "будут оказывать более спокойную и тихую поддержку для создания основ будущих реформ".
Такой комбинированный подход особенно реален - и приемлем - на огромной евразийской территории, бывшей когда-то Советским Союзом.
В последней диктатуре Европы Белоруссии, где только что прошли так называемые президентские выборы, у США мало шансов для устранения тирании.
Вашингтон может освещать и выставлять напоказ ту несправедливость, которую творит жесткий президент этой маленькой страны, и он делает это, громко критикуя аресты, избиения и исчезновения лидеров оппозиции. Ведущие представители администрации, включая самого Буша, встречаются с оппозиционными представителями. Соединенные Штаты могут поддерживать в финансовом плане развитие гражданского общества в Белоруссии, и реально делают это. Кроме того, они усиливают свое воздействие на Минск, проводя консультации с Евросоюзом по поводу целенаправленных санкций против руководителей белорусского государства.
Однако эти возможности ограничены тем жестким контролем, который осуществляет президент Александр Лукашенко и его КГБ (да, там эта организация не меняла своего названия). Кроме того, он популярен (хотя и не на те 82,6 процента, как показали официальные результаты воскресных выборов), благодаря низкому уровню безработицы и высокой зарплате - и за это Белоруссии следует благодарить Россию, которая предоставляет ей огромные льготы по энергоресурсам.
Рядом находится гораздо более крупная Украина, в которой 15 месяцев назад произошла вызывающая оптимизм мирная демократическая революция. Здесь инструменты влияния у США более изощренные и потенциально более значимые. В награду за реформы Вашингтон предоставил Украине ряд привилегий в торговой сфере и продолжает вовлекать ее в НАТО. Но не будет ли американское влияние подорвано приближающимися парламентскими выборами? Украина проходит этап политической и экономической неразберихи, типичной для послереволюционного периода, и партия бывшего режима вполне может вернуться на сцену.
Пойдем дальше, в гигантскую среднеазиатскую страну Казахстан. Здесь политика Соединенных Штатов носит особенно тонкий характер со множеством нюансов. В прошлом году тамошний президент одержал убедительную победу на выборах, вызвавшую сомнения. Однако реакция США была удивительно приглушенной. Почему? Государственный Департамент говорит, что в стране налицо правильные демократические тенденции, ведущие ее в нужном направлении. Если говорить о стратегии, то Казахстан буквально купается в нефти, а мусульмане этой страны могут стать объектом влияния религиозных радикалов.
Безусловно, самый большой вызов демократии в Евразии представляет Россия, неуклонно уходящая в сторону от свобод. Но она по-прежнему жизненно важна, когда речь заходит о глобальной безопасности. Соединенные Штаты должны оказывать на Россию комбинированное воздействие, как и в остальных странах региона, сочетая "громкую" и тихую дипломатию. Но в конечном итоге, как говорится в докладе администрации по стратегии национальной безопасности, страны сами должны выбирать для себя путь развития. США могут оказывать давление и привлекать к себе, но они должны помнить о тех ограничениях, которые накладывает на них звание строителя демократий.