Александр Лукашенко - первый и единственный президент Белоруссии с момента обретения этой страной независимости в 1991 году (так в тексте - прим. пер.) - в третий раз исполнил один и тот же фарс: был переизбран главой государства бывшей советской республики в результате выборов, названных ОБСЕ (Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе) сфальсифицированными. В воскресенье диктатору удалось добиться необходимого результата при помощи запугиваний инакомыслящих и прессы, объявления о готовящемся оппозицией перевороте и распоряжения о досрочном голосовании.
Официальные результаты выборов вгоняют в краску. Лукашенко набрал 82,6% голосов в противовес 6% лидера оппозиции Александра Милинкевича, обвинившего своего соперника в противозаконном сохранении власти и потребовавшего повторного голосования. Оппозиция впервые пришла к урнам для голосования единой командой и сумела в воскресенье вечером и вчера днем собрать в центре Минска тысячи людей, чтобы заявить о фальсификации результатов. Это важный сигнал того, что, возможно, на этот раз конец по-прежнему пользующегося поддержкой России Лукашенко не за горами. В 2004 году его пантомима, изображавшая референдум по внесению изменений в Конституцию и возможности избрания на третий срок, собрала лишь горстку людей.
Белоруссия - последняя европейская диктатура. Лукашенко превратился в политика, которого ненавидит собственный народ, испытывающий на себе беды находящейся в состоянии упадка экономики и живущий в государстве, контролирующем 80% собственности и сохраняющем полицейский аппарат советских времен. Авторитаризм Лукашенко начинает мешать его наставнику, Владимиру Путину. Проект союза Белоруссии и России не вырисовывается, и Кремль начинает считать слишком щедрым заключенное с Минском соглашение о поставках газа. Но российскому лидеру не хочется, чтобы его стратегический союзник пошел по стопам Грузии, Украины, Киргизстана и Азербайджана.
США и Европейский Союз - а также НАТО, с которой у Минска заключено соглашение о партнерстве, - должны занять более четкую позицию в пользу демократии. Вашингтон и Брюссель не признали результаты прошедших выборов, но не уточнили при этом, какие санкции они собираются ввести. Похоже, что Брюссель не намерен принимать экономические меры и высказывается за расширение принятого в 2004 году запрета о выдаче виз определенному числу высокопоставленных белорусских чиновников. Кажется сомнительным, чтобы этого было достаточно.