Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лукашенко-3

В Беларуси Лукашенко считают самым лучшим политическим шоуменом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президентские выборы в Беларуси ставят много вопросов не только для белорусской оппозиции, но и для других стран бывшего Советского Союза, перед которыми может возникнуть вопрос выбора между демократией или благосостоянием, которое обеспечивает авторитарный режим

Александр Лукашенко третий раз подряд стал президентом Беларуси, получив еще более убедительную победу над оппозицией, чем пять лет тому назад. За главу государства, правящего страной 12 лет, проголосовало 82,6 процента избирателей. В то же время кандидат от объединенной оппозиции Александр Милинкевич получил, по данным белорусской ЦИК, всего 6 процентов голосов, лояльный к власти депутат парламента Сергей Гайдукевич соответственно - 3,5 процента, а кандидат от оппозиции Александр Козулин - 2,3 процента. По данным белорусской ЦИК, на избирательные участки пришло 92,6 процента населения, что на 10 процентов превышает активность избирателей на выборах в 2001 году. Оппозиционный кандидат А. Милинкевич призывал провести новые выборы в Беларуси. Подобные обвинения со стороны оппозиции звучали и на предыдущих выборах. Однако, такие призывы ни к чему не привели и вряд ли приведут. ОБСЕ признала выборы не соответствующими существующим международным стандартам свободных и честных выборов.

Уроки белорусского

Президентские выборы в Беларуси ставят много вопросов не только для белорусской оппозиции, но и для других стран бывшего Советского Союза, перед которыми может возникнуть вопрос выбора между демократией или благосостоянием, которое обеспечивает авторитарный режим.

По мнению многих экспертов, у белорусской оппозиции не было шансов на победу. И тут дело не только в том, что власть не обеспечила проведения свободных демократических выборов, на чем настаивали западные страны, угрожая применить санкции против режима Лукашенко. Не может оправдать поражение оппозиции и то давление, запугивание и аресты, к которым прибегла 'последняя диктатура' в Европе.

Почему же все таки оппозиция не смогла достичь свои целей? Ответы могут 'подсказать' переменены в некоторых странах бывшего Советского Союза. В первую очередь, у белорусского оппозиционного движения не было (и, по-видимому, еще не скоро будет такой) поддержки среди населения в структурах власти, как у оппозиции в Украине и Грузии. Во время президентства Кучмы и Шеварднадзе украинская и грузинская оппозиции были достаточно мощными и влиятельными в стране. (Достичь влиятельности было довольно несложно на фоне ослабленных властных режимов в этих странах). Инициаторы 'розовой' и 'оранжевой' революций имели значительное представительство в парламентах. Многие сторонники оппозиции находились на руководящих должностях в различных ветвях власти. Оппозиционеры издавали свои газеты, контролировали сеть телерадиоканалов и электронные средства информации. Фальсификация украинской властью результатов голосования во время второго тура президентских выборов стала той искрой, которая вызвала массовые протесты, что в итоге и вылилось в мирную революцию.

О таких стартовых условиях белорусской оппозиции остается только мечтать. Ведь Лукашенко, который демократическим путем пришел к власти на свободных выборах в 1996 году, создал невыносимые условия для оппозиции, представителей которой нет ни в парламенте, ни в составе избирательных комиссий. Суды и средства массовой информации также подчинены власти.

Низы хотят жить по-старому

Представители белорусской оппозиции признают, что в Беларуси были очень мизерные шансы на осуществление 'васильковой революции'. Для этого действительно в этой республике нет предпосылок. Хотя верхи и не хотят жить по-новому, зато низы еще могут и хотят жить по-старому. Это обусловлено тем, что в подавляющем большинстве белорусское население удовлетворено экономическим положением и, как ни удивительно, - уровнем демократии в стране. Темпы роста экономики в прошлом году достигли 10 процентов, и это самый большой показатель не только в СНГ, но и в Европе.

Официальный уровень безработицы в Беларуси составляет 1,5 процента. Средняя зарплата увеличилась с 2004 года по 2005 год на 55 долларов и составляет 205 долларов. За этот же период пенсия увеличилась до 98 долларов. Представители оппозиции не отрицают эти достижения власти, кстати, пообещавшей до 2010 года поднять среднюю зарплату до 500 долларов. Поэтому, опросы общественного мнения, проведенные двумя словацкими неправительственными организациями, не очень отличаются от официальных данных белорусской власти. 24 процента опрошенных считают экономическое положение хорошим, 59 процентов удовлетворительным. 81 процент респондентов ждут от президента, в первую очередь, повышения жизненного уровня.

Многие обозреватели считают, что в Беларуси стало жить лучше благодаря возможности получать в России энергоносители по дешевым тарифам. Дешевые цены на газ приносят Минску 1 млрд. долларов в год, а перепродажа и переработка закупленных в России нефтепродуктов обеспечивает поступление еще более 2 млрд. долларов, отметил 'Дню' директор белорусского аналитического Центра 'Стратегия' Леонид ЗАИКО. На рынках стран бывшего СССР хорошо продаются белорусские промышленные товары. Кроме этого, большие доходы приносит таможня, через которую идут российские товары за границу.

В то же время демократия как ценность у белорусов находится на 7-8 месте. Прежде всего граждан Беларуси волнует, здоровье, стабильность, семья, личное благосостояние, отметил белорусский эксперт. Он также отметил, что только 8-12 процентов белорусов разделяют демократические ценности, зато у большинства белорусов патерналистские настроения. 'Это обусловлено субсидиарным синдромом, которым Беларусь заразилась в советские времена Еще тогда половина населения республики получала субсидии, а сейчас - 60 процентов получают различного рода льготы и субсидии', - объяснил белорусский эксперт.

Нужно отметить, что белорусский режим через подконтрольные средства массовой информации в максимально непривлекательном свете показал все негативы, возникшие в Грузии, Украине и Киргизстане, где состоялись революции и к власти пришли представители элиты, выступающие за внедрение демократических ценностей. Понятно, что белорусские масс-медиа акцентировали внимание не на внедрении демократических ценностей, а на экономических проблемах, которые, мол, вызваны именно внедрением демократии.

Страна одного политического актера

Наблюдатели отмечают, что нынешний белорусский президент - всенародно любимый политик. Более того, в Беларуси его считают самым лучшим политическим шоуменом. . . 'Белорусам нравится не столько то, что говорит Лукашенко, а как', - рассказал Л. Заико. Для них настоящее шоу, объясняет он, когда президент говорит об одном из кандидатов, профессоре, как тот открывал на пикниках для него бутылки пива. . .

К этому же разряду можно отнести отказ Лукашенко от теледебатов с кандидатами от оппозиции, которых он называет 'отморозками'. Белорусский президент заявил, что не борется против оппонентов, поскольку это может только повысить их рейтинг. 'Мой выигрыш, - объясняет Лукашенко, - заключается не в борьбе против оппозиционеров, а в работе, на которую выбрал народ'.

Интересен и такой аргумент белорусского президента: 'Я ни у кого не просил и не брал средства, когда победил на президентских выборах. Я зависел только от собственного народа'. При этом Лукашенко заявляет, что оппозиция получает от Запада средства, которые мол, ей потом придется отдавать из государственной казны.

Лукашенко также виртуозно играет на чувствах национальной гордости белорусов, идя на противостояние не только с Западом, но иногда и с Москвой. Он отказывается ввести на территории Беларуси российский рубль в качестве единой валюты и не хочет передавать 'Газпрому' контроль над белорусскими газопроводами. В то же время он ведет переговоры о возможном 'объединении' с Россией.

Не смотря на некоторые проблемы в отношениях между Путиным и Лукашенко, Россия не заинтересована в смене правящей элиты в Беларуси, отметил 'Дню' заведующий отделом интеграции стратегического партнерства Национального института стратегических исследований Украины Евгений ШАРОВ. По его мнению, это объясняется тем, что Лукашенко не проводит антироссийской политики. С другой стороны, он настолько популярен, что ему не нужна поддержка Путина.

Эра стабильности и неопределенности

Эксперты считают, что следующие пять лет правления Лукашенко пройдут под признаком стабильности в последнем оплоте диктатуры в Европе. За это время вряд ли белорусский лидер допустит изменения или реформы административно-командной системы, воплощением которой является он сам. Также не следует ждать от белорусского президента, что он позволит осуществлять хоть какие-то демократические преобразования в стране.

По мнению белорусского эксперта Л. Заико, события в Беларуси свидетельствуют о том, что сейчас на части бывшего СССР наступает период сужения поля демократии. И главную скрипку в этом процессе, отметил он, играет Россия, поддерживающая недемократические режимы в Узбекистане, Азербайджане и сделавшая выбор в пользу старой политической номенклатуры лояльной Москве. Эта номенклатура не видит необходимости во внедрении демократии в стране, поскольку ей выгодно жить в условиях ограничений. В то время, как в Грузии и Украине смена элит принесла с собой смену ценностей.

Украинский эксперт Е. Шаров считает, что сейчас в Беларуси нет фундамента для подобных перемен. 'Демократию не привезешь на автобусе, - говорит он и добавляет, - любая надстройка (политическая система) держится на экономических основах'. 'Трудно что-то изменить, если экономика работает',- считает он. По его мнению, после выборов Европейский Союз будет пытаться предлагать Беларуси внедрять демократические ценности. При этом евросообщество будет оговаривать уровень сотрудничества с повышением демократии в Беларуси, отметил Е. Шаров.

В то же время украинский эксперт не исключает в будущем изменений в отношениях Беларуси с Россией. По его мнению, отношения между этими странами будут в значительной степени зависеть от того, кто станет преемником российского президента. (В 2008 году в России состоятся президентские выборы). Сейчас именно Минск, не желая введения рубля в качестве единой валюты, тормозит процесс интеграции Беларуси и России в рамках союзного государства. С другой стороны, преградой для интеграции двух стран является отличие экономик. Российская экономика работает на рыночных принципах, белорусская - по правилам командно-административной системы. Лукашенко неоднократно отмечал, что Беларусь - независимое и суверенное государство. В то же время он признал зависимость страны от поставок российского природного газа и поставил задачу за пять лет снизить эту зависимость до 20-30 процентов.

Последние выборы в Беларуси показали, что Лукашенко, возможно, 'придется' участвовать и в следующих выборах президента. Опыт авторитарных режимов в мире показывает, что диктаторы не сходят с политической арены по собственной воле. Реальных же инструментов - как внутренних, так и внешних - для изменения ситуации в Беларуси пока что не существует. . .

Украинский путь

Какими будут отношения Украины и Беларуси? Очевидно, они существенно не изменятся. Хотя и будет наблюдаться скрытое недоверие со стороны официального Киева к происходящему в соседней стране. Однако страны активно будут сотрудничать по меньшей мере на экономическом уровне.

Украина во время голосования в Комитете по правам человека в ООН в прошлом году присоединилась к странам, которые критически относятся к состоянию демократии в Беларуси. Можно к этому добавить многочисленные ноты от украинского внешнеполитического ведомства, адресовавшиеся белорусским дипломатам после ряда арестов украинских граждан. Не забудет 'оранжевая' власть, наверное, и тех обвинений, неприятных заявлений, раздававшихся со стороны Минска относительно Украины. . .

Пути Украины и Беларуси в стратегическом плане расходятся. Собственно, они 'шли' разными дорогами фактически весь постсоветский период. Минск выбрал собственную модель развития, а Киев - собственную. Сегодня рано подводить итоги, определяя, чей 'проект' успешнее. Конечно, происходящее в Беларуси, не имеет ничего общего с демократическими ценностями. Однако не случится ли так, что в результате Беларусь продемонстрирует миру собственное 'экономическое чудо'? Во всяком случае предпосылки для этого уже есть. Хотя, без сомнения, Лукашенко стоило бы прислушиваться и к призывам цивилизованного мира относительно развития прав и свобод в политической жизни страны. Иначе Беларусь будет обречена оставаться 'черным пятном' на карте Европы.

Украина, конечно, может продолжать занятую позицию, критикуя поведение белорусского режима. Однако в Киеве вряд ли готовы отказаться от торгового сотрудничества с соседней страной. А последние показатели свидетельствуют, что товарооборот между Украиной и Беларусью 'склонен' к увеличению. В прошлом году он достиг почти 2 млрд. долларов.

Киев может попробовать занять нишу посредника между фактически изолированным Минском и западными странами. Представители ЕС признают, что применение санкций в отношении белорусов не будет иметь никакого эффекта, а поэтому следует разработать новые принципы сотрудничества. О полномасштабных контактах на всех уровнях речи, конечно, не может быть. Однако в решении особенно чувствительных вопросов Украина могла бы участвовать. Можно вспомнить, недавний конфликт Беларуси с Польшей, когда поддержка Киева оказалась особенно уместной... Однако все будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация как в самой Украине, так и в Беларуси. Время покажет - кому поддержка и посредничество с чьей стороны более необходимы. . .

N45, вiвторок, 21 березня 2006