Уровень поддержки, который обеспечил себе Александр Лукашенко в Белоруссии, и который позволяет ему остаться на своем посту на третий срок, напоминает роковым образом Среднюю Азию или Республику Азербайджан на Южном Кавказе, где некогда президент Гейдар Алиев, еще в 1993 году, задал курс на повсеместную фальсификацию результатов выборов: важно, сказал он, не то, как голосуют, а то, кто подсчитывает голоса. Однако даже прозрачных, свободных и честных выборов - цель, которую Белоруссия не достигла в очередной раз, - недостаточно для такой революции, как в Грузии или на Украине.
Одна лишь жесткость власти не может служить объяснением слабой поддержки оппозиции в массах. Внутренние ссоры, невроз, связанный с позиционированием, и программный дефицит имеют, по меньшей мере, не меньшее значение. К этому следует добавить тактические ошибки. Так, Александр Милинкевич, выдавал себя за главного кандидата от оппозиции, однако организации, имеющие серьезное значение, шли на выборы, выдвинув своих кандидатов. Замысел снять непосредственно перед выборами всех трех кандидатов, чтобы сорвать голосование, или договориться о едином кандидате провалился из-за сопротивления Милинкевича.
Нельзя назвать очень умным также то, что оппозиция заговорила о фальсификации еще до того, как были объявлены первые результаты. А также то, что ни нерасторопный Милинкевич, ни более красноречивый и обладающий большими организаторскими способностями Козулин не искали контакта с Москвой, чтобы предложить себя в качестве альтернативы Лукашенко. Вместо этого оба утомляли людей разговорами об интеграции в НАТО и в ЕС: цели, уже значительно утратившие свою привлекательность в связи с не очень большими успехами в соседних Польше и Литве. Тем самым они непроизвольно отпугнули тех людей, которые поддерживают Лукашенко только за запланированное объединение с Россией: это добрая половина людей, имеющих право голоса.
Запад, поднимающий вопрос о введении политических санкций против последнего диктатора Европы, поступил бы правильно, если бы проанализировал ситуацию, отрешившись от всяких эмоций. С одной стороны, учитывая ранимость газового поставщика, России. С другой стороны, отказавшись от воспевания, как в Афганистане, в Ираке или Киргизии, политической воли, направленной на преобразования, у оппозиции, наличие которой она сначала должна доказать.