Президентские выборы в Белоруссии были не выборами, а фарсом. Но, тем не менее, это мероприятие не было совсем бесполезным. Чтобы сохранить видимость, диктатор Лукашенко допустил к участию в выборах кандидата от оппозиции. И поскольку он не мог себе позволить бросить вызов всему миру, ему пришлось допустить к наблюдению за выборами и ОБСЕ. Наблюдатели от этой организации не только задокументировали многочисленные нарушения прав человека, допущенные режимом на выборах, они представляли собой и защиту для оппозиции. Ведь оппозиция подвергалась репрессиям, от каких Европа уже с 1989 г. успела отвыкнуть.
Для демократических сил избирательная кампания в то же время была возможностью сплотить свои силы и мобилизовать сторонников. Этой возможностью она воспользовалась, а это уже успех немалый, ведь после длительных раздоров оппозиция обрела свое лицо в общем кандидате Милинкевиче.
Второй положительный эффект выборов заключается в том, что они привлекли внимание Запада к положению дел в Белоруссии. Слишком уж долго почти без всякого внимания оставался тот факт, что Лукашенко создал невыносимый режим, по сравнению с которым Сербия при Милошевиче могла бы сойти за либеральное государство. Кстати, новое внимание к Белоруссии является также и побочным продуктом расширения ЕС на восток. Ведь именно Польша и Литва лоббировали в Брюсселе и Страсбурге белорусских демократов.
Теперь нельзя допустить, чтобы внимание ЕС к Белоруссии ослабло. Пусть прошло уже 7 лет, нельзя забывать, что уже были случаи, когда противники Лукашенко, ставшие для него опасными, бесследно исчезали. Милинкевич и второй кандидат от оппозиции Александр Козулин, а также их сторонники нуждаются в защите западной общественности. Высказывание Лукашенко по поводу демонстрации в воскресенье вечером показывает, что давление на него может быть эффективным. Он объяснил сдержанность своих сил безопасности тем, что не хочет, чтобы у российского президента возникли новые проблемы с Западом. Это, с одной стороны, говорит о том, что объявленные комиссаром ЕС Ферреро-Вальднер санкции против представителей белорусского режима возымели действие. С другой стороны, необходим открытый разговор и с патроном Лукашенко, сидящим в Кремле.