Пожалуй, объединенной Европе не следовало так страстно желать, чтобы Беларусь и Украина оставались от нее на безопасном расстоянии. Это желание исполнилось на все сто процентов. Президентские выборы, прошедшие в прошлое воскресенье в Беларуси, показали, что влияние ЕС в этой скованной холодами стране равно нулю. Предстоящие в ближайшее воскресенье парламентские выборы на Украине - в стране, которая куда больше подходит в 'друзья' ЕС - скорее всего, продемонстрируют ту же картину.
В прошедшем году Союз, опасаясь, что процесс его расширения зашел слишком далеко, изо всех сил пытался охладить пыл любых потенциальных кандидатов, и держался в отношении двух этих стран подчеркнуто холодно - чем повредил не только им, но и себе.
Вчера в Минске торжествующий президент Александр Лукашенко выступил с речью, продолжавшейся два с половиной часа, напыщенно заявляя, что выборы, на которых он получил более 80% голосов, были свободными и честными. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), как и ожидалось, придерживается диаметрально противоположного мнения.
На митинг протеста против результатов голосования собралось до 10000 человек; по меркам страны, где власти жестко контролируют общество, это большая цифра. Но сам по себе этот факт еще не дает особых оснований надеяться, что в Беларуси в ближайшее время появится сколько-нибудь серьезная оппозиция.
Беларусь - и волей, и неволей - остается 'под каблуком' у России. И дело здесь не в том, что президенту Владимиру Путину нравится Лукашенко: никаких нежных чувств российский лидер к нему не питает. Путин совершенно справедливо считает его самовлюбленным диктатором. Он, несомненно, мог бы заменить Лукашенко, если бы было кем - но реальных кандидатов днем с огнем не сыскать. Путин не желает инициировать процесс, который может закончится появлением в Минске 'проеэсовского' лидера.
ЕС вряд ли способен спровоцировать перемены в Беларуси напрямую. Его торговые рычаги влияния на эту страну не слишком сильны (в 2004 г., по оценке самого Евросоюза, на его долю приходилась треть внешнеторгового оборота Беларуси, а на долю России - 45%). Россия по-прежнему в значительной мере субсидирует белорусскую экономику.
Поэтому как-то повлиять на ситуацию можно только через Москву. Однако здесь объединенная Европа явно действует не в полную силу. Учитывая, что американо-российские отношения сегодня переживают не лучшие времена, у европейцев имеется больше возможностей для диалога с Путиным. Брюссель не в состоянии оказать на него давление, но может попробовать договориться полюбовно.
Однако европейцы, похоже, не в состоянии договориться даже друг с другом, как следует решать эту головоломку. Австрия - нынешний председатель ЕС - и Бельгия - она в данный момент возглавляет ОБСЕ - выступают за 'мягкую линию' по отношению к Москве в этих вопросах. Из-за этого Брюсселю, конечно, непросто занять решительную позицию.
В случае с Украиной у ЕС еще меньше оправданий: он попросту оттолкнул потенциального союзника. Во время 'оранжевой революции' в этой стране в конце 2004 г. Брюссель, судя по всему, разбрасывался щедрыми обещаниями о расширении связей с Киевом - лишь бы во главе страны встал прозападно настроенный лидер. Казалось, он внимательно прислушивается к страстным доводам Польши, убеждавшей признать Украину в качестве потенциального члена Союза.
По некоторым оценкам, Европа уже опередила Россию в области торговли с Украиной (на ее долю приходится треть товарооборота этой страны, а на долю России - только четверть), и, судя, по всему, ее обещания касались, среди прочего, и будущего углубления экономических связей.
Однако, когда сотни тысяч людей, выйдя на улицы, наконец, вознесли Виктора Ющенко на высший пост в стране, отодвинув в сторону Виктора Януковича, в отношениях между Украиной и ЕС наступило некоторое охлаждение. Его победа, одержанная за полгода до того, как Франция и Нидерланды сказали на референдумах 'нет' европейской конституции, совпала по времени с ростом опасений, что Евросоюз расширяется слишком масштабно и слишком быстро.
Когда в этом году Россия резко повысила цены на газ, экспортируемый на Украину, и ненадолго прервала поставки, в странах ЕС это, несомненно, вызвало тревогу. Но тревожились они не столько за Украину, сколько за себя - об этом свидетельствует срочный созыв совещания по энергетической безопасности в Брюсселе.
На предстоящих выборах реформаторам придется нелегко. Отчасти это связано с завышенными ожиданиями избирателями, которые теперь возлагают на власти вину за тяжелое экономическое положение в стране. Другая причина в том, что Янукович успешно освоил современные методы ведения демократической избирательной кампании: он не разгоняет митинги оппонентов, а колесит по стране, выступая перед людьми.
Но есть и еще одна причина: украинцы разочаровались в Европе. В ходе газового скандала Путин предупреждал ЕС, что Россия не собирается оплачивать дружбу Брюсселя с Украиной. И он прав: ЕС действительно пытался 'невинность соблюсти и капитал приобрести' - обеспечить безопасность на Востоке не предлагая взамен ни перспективы вступления в Союз, ни даже денег.