Андрей Громыко был белорусом, так, по крайней мере, он говорил, ну а мы так и не знаем точного места его рождения. Почему я вспомнил об этом любившем попить чайку старике, умершем давным-давно? Ведь столько лет нет уже и СССР, министром иностранных дел которого он проработал так долго.
Да потому, что в последнее время очень много говорят о Белоруссии, а мы не можем зрительно представить себе эту страну. И это неудивительно. Белоруссией, которую нас хотят заставить называть Беларусью (но мы не сдадимся!), с 1994 г. руководит бывший советский аппаратчик, поклонник Адольфа Гитлера, и во всем мире его поддерживает лишь Владимир Путин. Это настоящий диктатор старой закалки, который пытается укротить оппозицию с помощью побоев, пыток и физического устранения своих конкурентов. Одним словом, тиран, если выражаться языком американских неоконсерваторов.
В это воскресенье, 19 марта, тиран устроил сфальсифицированные выборы, с помощью которых он намеревался остаться у власти. Он практически полностью закрыл границы для иностранных телевизионных каналов. Чтобы получить визу, нужно было проявить особое упорство! Ведь Александр Лукашенко (а речь идет именно о нем) достаточно хитер, чтобы понимать, что если картинки нет, то и события нет. И ему почти удалось добиться того, чтобы неприятных ему кадров не было вообще.
Конечно, вы можете вспомнить, что в воскресных вечерних новостях на канале France 2, которые ведет Беатрис Шонберг (Beatrice Schonberg), показывали репортаж Анны Понсине (Anne Ponsinet), заканчивавшийся прямым включением из Минска (журналистка стояла перед камерой). Я не собираюсь привередничать - репортаж получился взвешенный, показали и тирана, и оппозиционеров.
Но самым удачным моментом в этом репортаже France 2 были картинки официальной пропаганды, где чудака-тирана показывали танцующим с какой-то красоткой или в каске шахтера. Лукашенко, которому сейчас 51 год, был когда-то председателем совхоза, а в 1990 году его выбрали депутатом Верховного совета Белоруссии, бывшей тогда советской республикой. Его стараниями она таковой и осталась. Это современная кунсткамера, в которой можно встретить, к примеру, прекрасно функционирующий КГБ. Лукашенко называют Батькой, т.е. отцом.
У Громыко и Лукашенко есть и другие общие черты. У них не было отцов, а матери были простыми крестьянками. Они сделали себя сами. Конец карьере Громыко положил Горбачев - он нейтрализовал его, назначив председателем правительства, от которого ничего не зависело. Сейчас мы ждем того, кто избавит нас от грозного белорусского Батьки.