Если верить внешним признакам, визит в Китай на этой неделе российского президента Владимира Путина должен быть торжеством крепнущих связей между двумя великими державами Евразии.
Никогда со времен китайско-советского "медового месяца" 1950-х годов Москва и Пекин не имели такого очевидного совпадения интересов или таких хороших отношений между своими лидерами. Обе страны проявляют заботу о своих растущих экономиках. Китаю нужны природные ресурсы, а они есть у России. Обе страны хотят уравновесить могущество США и расстроить неудобные для них планы президента Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) по распространению демократии во всем мире.
После многих десятилетий споров Китай и Россия решили проблему демаркации своей границы протяженностью 4300 км. В прошлом году они даже провели совместные военные учения, в которых приняли участие 9000 военнослужащих. Сейчас в Китае проходит "Год России", а в 2007 году Россия будет отмечать "Год Китая".
Принимая во внимание эти официальные признаки взаимного уважения и дружелюбия между г-ном Путиным и его китайским коллегой Ху Цзиньтао (Hu Jintao), отношения между правительствами и народами двух стран остаются на удивление холодными. Как говорят китайские средства массовой информации (СМИ), эти отношения "горячие наверху, но холодные внизу".
Эти улучшившиеся отношения между двумя странами - обе из которых являются постоянными членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) - пока не особенно способствуют также и разрешению международных проблем. Россия пытается выступать посредником в разрешении иранского ядерного кризиса, как это делает Китай в случае с Северной Кореей. Но ни Пекин, ни Москва в этом деле не проявляют особого энтузиазма и не оказывают достаточно сильного давления на своего клиента. В других вопросах - демократизация и реформы в Восточной Европе и в Центральной Азии, например - Китай и Россия активно не хотят оказывать никакой помощи.
Имеет место временное совпадение материальных интересов России и Китая, но оно поверхностное, а его результаты пока еще не принесли длительных выгод ни одной из стран, да и миру в целом. Цели Китая очень ограничены. Он хочет, чтобы Россия поставляла ему нефть, природный газ, лесоматериалы и другие ресурсы, и он сердит на Москву за то, что она до сего времени колеблется, куда ей следует транспортировать нефть со своих восточносибирских месторождений: в Китай или в порт, расположенный ближе к Японии, которая является соперником Китая. Россия, проявляя уязвленную гордость бывшей сверхдержавы, тревожится о том, чтобы ее не воспринимали просто как поставщика товаров, каким она сегодня стала. Г-н Путин отчаянно пытается продавать машины и оборудование промышленно развитой стране с экономикой в два с половиной раза больше российской, которой не особенно нужен импорт из этого источника.
Есть, однако, один высокотехнологичный сектор, в котором Китай и Россия активно сотрудничают на основе взаимозависимости, но, к сожалению, ежегодно продаваемое Китаю на 3 млрд. долл. США российское оружие и военная техника никак не способствует мирной глобализации или снижению подозрительности между этими странами. Г-ну Путину и г-ну Ху каждому следует обещать играть более конструктивную роль в международных делах и поднять планку своих интересов над пушками и нефтью.