Еще до официального объявления результатов международным наблюдателям было известно, что выборы в Беларуси были проведены, как отметила Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, в отсутствие 'конституционно гарантированных свободы слова и собрания'. Президент Александр Лукашенко заткнул рот независимым СМИ и запретил несанкционированные митинги. Избирательная кампания ознаменовалась случаями применения физического насилия. Кроме того, избирательные комиссии Беларуси отказались от точного подсчета голосов. Поэтому наблюдатели ОБСЕ официально объявили выборы недемократичными.
Вечером 19 марта и на следующий день сторонники оппозиции собрались в Минске, призывая к повторному голосованию. Лукашенко проигнорировал и даже высмеял этот протест, равно как аналогичные призывы со стороны международного сообщества.
Европейский Союз и Соединенные Штаты правы в своей критике избирательного процесса, но реакция международного сообщества не была единодушной. Россия, субсидирующая белорусский режим дешевым импортом нефти и газа, высказалась в поддержку Лукашенко, что должно вызвать резкое осуждение со стороны Соединенных Штатов. Дешевая российская нефть имеет ключевое значение для созданной Лукашенко экономической системы советского типа. Лишь благодаря этой нефти он может с презрением отвергать угрозы изоляции. Повышение цен на нефть до рыночного уровня может вызвать давление на Лукашенко внутри страны и требования вывести Беларусь из экономической изоляции.
Соединенные Штаты и ЕС должны создать объективные службы новостей по модели удачных проектов времен 'холодной войны' - радио 'Свободная Европа' и 'Голос Америки' - для того, чтобы бросить вызов однобокому освещению событий государственными СМИ и подорвать всеобъемлющий контроль Лукашенко над средствами массовой информации. Похоже, Белый дом выбрал правильную позицию, приняв решение о санкциях, которые, по словам его представителя Скотта Макклеллана (Scott McClellan) будут включать в себя 'ограничения на передвижение и целевые финансовые санкции против отдельных лиц'.
Демократия может закрепиться в Беларуси, так же, как это произошло в Грузии и на Украине. Новые визовые ограничения для чиновников режима, замораживание персональных активов, давление на Россию с тем, чтобы она перестала де-факто субсидировать режим, и свободная пресса - все это будет указывать на приближение кошмара Лукашенко и его сторонников, которым для них являются свобода и демократия.