Русские идут. . . в Великобританию, выбрав ее первым пунктом назначения, ведь им кажется, что здешние политики наименее склонны к развязыванию корпоративной холодной войны из-за скупки иностранцами местных активов. Это придало достаточно уверенности горнодобывающей группе "Кузбассразрезуголь" для заключения сделки о поглощении с небольшой угольной компанией 'Powerfuel', что тут же породило слухи о том, что сибиряки могут положить глаз и на 'UK Coal'.
"Газпром", крупнейший в мире производитель природного газа, также ясно дал понять, что хотел бы выйти на британский рынок при помощи слияния, что вызвало рост цен на акции таких британских компаний, как 'Centrica' и 'ScottishPower'. А теперь бумаги сталелитейной компании 'Corus' выросли на 11% в ожидании подтверждения сообщений о том, что она ведет переговоры о слиянии со своим российским конкурентом, "Евразом".
Россияне настроены на расширение деятельности главным образом потому, что рост мировых цен на сырье неплохо пополнил их счета. Цены на уголь, газ и сталь резко подскочили, частично из-за значительного спроса со стороны Китая, проводящего модернизацию промышленности. Кроме того, на пользу российским корпорациям пошел и экономический рост в родной стране, вызванный стабильностью, которую обеспечила "управляемая демократия" президента Путина. К тому же, происходит естественное взросление российского бизнеса, и он ищет диверсификации за пределами России, а также учится на примере иностранных инвестиций в Москве.
Такой же процесс наблюдается сейчас в Индии и Китае: ведущая индийская сталелитейная компания 'Mittal' присматривается к европейской 'Arcelor', а китайская 'China National Offshore Oil Corporation' в прошлом году пыталась приобрести американскую 'Unocal', правда, безуспешно. Подобные инициативы вызывают на Западе тревогу.
Когда Россия открылась для таких компаний, как 'British Petroleum' и 'Shell', отечественных производителей осенило, что они могут двигаться в противоположном направлении. Великобритания кажется очевидным выбором, поскольку Тони Блэр проповедует экономический либерализм.
Франция, Германия и Испания пытаются защитить своих отечественных гигантов вроде 'Arcelor' от поглощения иностранцами, и Великобритания оказалась единственной страной, отказавшейся от протекционизма.
Иностранные поглощения стратегических или престижных британских активов начались давно - и 'Rolls-Royce', и 'P&O Ports', и даже "Chelsea" c "Manchester United" теперь имеют зарубежных владельцев. Но приобретение лондонского клуба российским олигархом Романом Абрамовичем три года назад стало скорее доказательством его любви к отдыху в британской столице, чем просто вложением средств.
Новые богачи из Санкт-Петербурга предпочитают делать покупки на Оксфорд-стрит, а не на Невском проспекте. В Лондоне процветает и русская община, хотя большинство в ней составляют не новые российские буржуа, а вольнонаемные рабочие.