Александр Лукашенко, который в воскресенье в третий раз был избран на шестилетний президентский срок в результате выборов, названных европейскими наблюдателями нечестными и несвободными, представляет из себя неисправимого гангстера сталинского типа. Накануне голосования его служба безопасности, все еще гордо носящая название КГБ, предупредила потенциальных демонстрантов о том, что им грозит смертная казнь в том случае, если они выйдут на улицы в знак протеста против фальсификации выборов.
Чтобы усилить впечатление от прозвучавшего предупреждения, Лукашенко заявил в пятницу, что он знает о контактах между иностранными государствами и политической оппозицией. Вот что он сказал о тщательной слежке за этой оппозицией: "Мы знаем, где они встречаются, с кем встречаются, какие разговоры ведут. Не дай Бог, они попытаются сотворить что-нибудь в стране. Мы им свернем шеи, как утятам".
Не очень похоже на рассуждения демократа. Это не похоже даже на стиль поведения коммуниста-реформатора. А ведь следует помнить о том, что летом 1991 года Лукашенко поддержал кучку российских руководителей-коммунистов из лагеря сторонников жесткой линии, которые попытались осуществить государственный переворот, похитив для видимости Михаила Горбачева. Следует также помнить, что бывший председатель колхоза, железной рукой правящий Белоруссией с 1994 года, превозносил Гитлера, говоря о том, что нацистский фюрер "заслуживает похвалы за создание мощного государства".
Лукашенко остается у власти благодаря жестким репрессиям, контролю над средствами массовой информации и контролируемой государством экономике, которая остается на плаву за счет дешевого природного газа и нефти, поставляемых кремлевским покровителем Лукашенко, российским президентом Владимиром Путиным. Стоимость такого субсидирования составляет от 3 до 5 миллиардов долларов в год. Лукашенко использует данные средства для выплаты скудной, но стабильной заработной платы и пенсий людям, занятым в экономике, которая незнакома с рыночными правилами спроса и предложения. Как и в былые советские времена, неконкурентоспособные заводы и фабрики производят низкопробную и никому не нужную продукцию, выживая за счет кредитов государственных банков.
В условиях продолжающихся в Минске протестов Соединенные Штаты и Европейский Союз угрожают режиму Лукашенко санкциями за фальсификацию воскресных выборов. Но хотя внутреннему кругу Лукашенко и могут быть причинены неудобства в связи с запретом на выдачу виз или попытками заморозить их счета в иностранных банках, единственная реальная угроза, которой им следует бояться, может исходить от России. Если государственная российская компания "Газпром" поднимет существенно заниженные цены на поставляемые в Белоруссию энергоносители, она просто разрушит тот "общественный договор" в советском стиле, благодаря которому Лукашенко остается у власти.
До сих пор Путин выражал готовность оплачивать содержание ставящего его в неловкое положение союзника. Но когда российский президент будет принимать в июле в Санкт-Петербурге членов "большой восьмерки", они должны сказать ему, что Лукашенко - неподходящий протеже для России с ее претензиями на демократию.