Хаос, воцарившийся в Ираке из-за бушевской войны, подпитывает экономический национализм и изоляционизм в Америке, и для Европы это небезопасно
У многих противников иракской войны в США и Европе нарастающий хаос в этой стране вызывает плохо скрываемое злорадство. Хотя теоретически многие из них могли бы только приветствовать появление в Багдаде стабильного, демократического, прозападного режима, 'успех' в этом вопросе будет воспринят как оправдание всего 'послужного списка' администрации Буша в иракском вопросе, в том числе ее односторонних действий, использования силовых методов и некомпетентности, проявленной после окончания войны. Поэтому найдется немало таких, кто будет рад, если Вашингтон потерпит здесь неудачу, полагая, что это охладит его пыл в отношении новых интервенций.
Однако к подобным пожеланиям нельзя относиться легкомысленно. В самих США политический курс, результатом которого стала война, все больше подвергается критике с националистических позиций, и это чревато серьезными последствиями для будущих отношений США с Европой и другими регионами мира. Нравится нам это или нет, но без американского могущества и активной роли США на мировой арене нынешняя система международного устройства просто не сможет эффективно функционировать, а вопрос о том, как поведут себя Соединенные Штаты после Ирака, в значительной мере остается открытым.
Два недавних события показывают, куда дует ветер. После акций протеста и поджогов посольств из-за датских карикатур ни одна крупная американская газета не захотела их перепечатать, а авторы большинства передовиц встали в позу благородного негодования по отношению к тем европейским СМИ, которые это сделали. Конечно, саму публикацию карикатур можно счесть неразумным шагом, но волна насилия, поднявшаяся после этого, стала несомненным актом шантажа, к тому же во многих случаях с санкции официальных властей. Тем не менее, мало кто из американцев подверг критике эти акции протеста или выступил в защиту свободы слова. Многие, казалось, даже чувствовали некое удовлетворение от того, что на этот раз не Америка, а Европа испытала на себе гнев мусульманского мира.
Второй, куда более вопиющий, случай связан с тем, что Конгресс США заблокировал покупку компанией 'Dubai Ports World' британской фирмы, управлявшей шестью американскими портами. Этот пример бесстыдной эксплуатации страха людей перед терроризмом, - к тому же совпавший по времени с усилением 'экономического национализма' в таких странах, как Франция, Испания и Польша, которые недавно также пытались не допустить приобретения важных активов иностранными фирмами - полностью противоречит принципам открытости и глобализации, которые США проповедуют в последние годы.
Особого внимания в этой связи заслуживает вопрос о том, кто именно занимался подобной эксплуатацией. Многие справедливо обвиняли Джорджа Буша в том, что он нагнетает страх перед терроризмом, и в авангарде этих критиков всегда были демократы, в особенности Чарльз Шумер (Charles Schumer) и Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) - наиболее вероятный кандидат в президенты от Демократической партии в 2008 г. Клинтон, чья позиция по вопросам безопасности ближе к точке зрения правых кругов, увидев в ситуации с портами возможность для 'атаки' на президента, заявила, что эта сделка представляет собой нарушение суверенитета США. Похоже, ей не пришло в голову, что, если следовать той же логике, американские транснациональные корпорации нарушают суверенитет чуть ли не всех государств мира.
Шумер, еще один сенатор от штата Нью-Йорк и 'знаменосец' либералов, возглавил кампанию против аутсорсинга и экономических конкурентов США - Китая и Индии. Он постоянно требует ввести санкции против Китая из-за нежелания последнего повысить курс юаня и массы других, как он выражается, нечестных методов ведения торговли. Если внимание остального мира приковано к Ираку, то для многих американских избирателей важнейшими вопросами остаются торговля и рабочие места, поэтому Шумер и другие демократы готовы отреагировать на их недовольство протекционистскими предложениями.
Таким образом, мы наблюдаем первые признаки грядущей бури. Консервативные сторонники Буша из 'красных штатов' [красными в США называют штаты, традиционно поддерживающие республиканцев - прим. перев.] всегда склонны к ярко выраженному национализму, и во времена Клинтона выступали против 'гуманитарных интервенций'. Теракты 11 сентября побудили избирателей поддержать сразу две войны; сегодня они сохраняют лояльность по отношению к президенту, но перспектива неудачи в Ираке подтолкнет их к открытому изоляционизму. Одновременно сторонники демократической партии движутся в направлении 'экономического национализма': они готовы к масштабному конфликту с главными торговыми партнерами США в Азии. Избиратели, независимо от партийных предпочтений, сегодня более восприимчивы к призывам закрыть американские границы и ограничить иммиграцию. Многие европейцы с нетерпением ожидают конца 'бушевской эпохи', но нет никаких гарантий, что демократы, оказавшись в Белом доме, проявят большую широту взглядов и интернационализм.
Вторжением в Ирак администрация Буша допустила перерастание борьбы с экстремистской идеологией меньшинства в конфликт, который исламисты преподносят как столкновение цивилизаций. Однако одним из крупнейших театров этого конфликта неизбежно станет Европа: ведь именно там жили Мохаммед Атта [Mohammed Atta - один из организаторов терактов 11 сентября - прим. перев.], Мохаммед Буйери [Mohammed Bouyeri - убийца голландского режиссера Тео Ван Гога (Theo Van Gogh) - прим. перев.] и исполнители терактов в Лондоне 7 июля 2005 г. Конфликт из-за карикатур лишний раз подчеркивает тот факт, что у США и Европы куда больше общих интересов в борьбе с радикальным исламизмом, чем обе стороны готовы признать. Чтобы наладить сотрудничество, позволяющее не допустить превращение этой борьбы в масштабный конфликт цивилизаций и сохранить миропорядок, построенный на открытости и интеграции, им необходима солидарность. Но этому не способствует ни европейский антиамериканизм, основанный на чувстве собственного превосходства, ни тенденция к популизму и национализму в США, вызванные представлением о неизбежном поражении американцев в Ираке
Последняя книга Фрэнсиса Фукуямы 'Неоконсерваторы: Америка на распутье' ('Neocons: America at the Crossroads'), выходит на этой неделе
___________________________________________________________
Фрэнсис Фукуяма: Неоконсерватизм в его нынешнем виде я принять не могу ("The Guardian", Великобритания)