Завтра лидеры Евросоюза соберутся на саммит, который может вызвать такой же раскол, как и прошлогодние споры о бюджете ЕС и проекте общеевропейской конституции, ведь объединение 25 стран вновь демонстрирует ограничения интеграции. На этот раз повод для раздора дала энергия.
Готовясь к саммиту, цель которого - способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест, лидеры ЕС спорят о праве своих стран создавать национальных энергетических гигантов и о формировании единой энергетической политики, которая облегчит переговоры с основным поставщиком газа на континент - Россией.
Дебаты вызваны недавними попытками французского и испанского правительств помешать приобретению национальных компаний энергетическими фирмами из других стран ЕС, а ведь в Европе еще сохраняются разногласия по поводу недостающих элементов планируемого единого рынка, который должен был объединить 450 млн. человек, обеспечив свободное перемещение рабочей силы и услуг через границы.
"Нужно обратить внимание на атмосферу дебатов" между лидерами стран, сказал вчера журналистам глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso). "Действительно ли они поддерживают европейскую идею? Или они считают, что лучший способ гарантировать поставки энергоносителей - стать протекционистом? - спросил он, добавив, - 25 разных курсов энергетической политики в Европе - это абсурд".
Конфликты, возникавшие за прошедший год в ключевых областях политики, продолжают демонстрировать ограничения интеграции, проявившиеся после принятия десяти новых стран в 2004 г. Многие крупные члены ЕС сейчас пытаются справиться с высоким уровнем безработицы и замедлением роста, а сам Евросоюз для многих европейцев - и многих национальных правительств - стал символом навязчивой глобализации.
Многие перемены уже начались. Так, нынешний раунд консолидации в энергетическом секторе был частично вызван решением, принятом в 2002 г. и вступающем в силу в 2007 г., которое отменяет регулирование продаж энергоносителей на территории ЕС. Но большинство экономистов сходятся во мнении, что если национальные протекционистские меры задушат общеевропейскую конкуренцию, за это придется заплатить экономическим ростом, занятостью и уровнем жизни населения.
Энергетический спор замкнулся на причастности французского и испанского правительств к потенциальному поглощению французской Suez SA итальянской Enel SpA и испанской Endesa SA немецкой E.ON AG. Учитывая, что премьер-министру Италии Сильвио Берлускони предстоит сложная предвыборная кампания, у него будет очень большой соблазн раскритиковать действия Франции.
Вчера комиссар ЕС по вопросам конкуренции Нили Крес (Neelie Kroes) встретилась с главой Enel, а за день до этого - с главами Suez и Gas de France SA, двумя энергетическими компаниями, которые Париж убеждает объединиться, чтобы не допустить итальянцев на французский рынок. Тем временем комиссар ЕС по внутреннему рынку Чарли Маккриви (Charlie McCreevy) заявил, что организация вполне может предъявить иск Испании за принятие закона о поглощении компаний в энергетическом секторе, который может сорвать планы немцев по приобретению крупнейшей энергетической компании Испании.
Европейский бизнес боится, что действия государств по изгнанию иностранных покупателей национальных компаний могут найти последователей. Польское правительство уже сослалось на протекционистские меры Франции как на оправдание своего сопротивления попыткам "дочки" итальянской кредитной организации UniCredito Italiano SpA поглотить польский банк. "Отрицательный эффект домино станет угрозой для конкуренции по всей Европе", - считает Филипп де Бюк (Philippe de Buck), генеральный секретарь федерации европейских работодателей UNICE.
Обеспокоенность стабильностью поставок нефти недавно вынудила лидеров ЕС потребовать выработки проекта единой энергетической политики, которую также обсудят на предстоящем саммите. Однако общий курс не решит самые наболевшие энергетические проблемы Европы, а именно: обеспечение поставок российского газа и будущее ядерной энергетики, которая развивается в некоторых странах, включая Францию, но запрещена в других. "ЕС испытывает проблемы даже с признанием нынешней роли ядерной энергии в своих странах", - говорит Петер Хог (Peter Haug), генеральный директор Foratom, ассоциации ядерной промышленности ЕС. Он отметил, что в проекте документа по энергетическому сектору ничего не говорится о ядерной энергии.
Попытки выработать единую политику в отношении России провалились, поскольку Польша выступает за создание европейского альянса для ограничения ее влияния как поставщика энергоносителей, тогда как другие страны стремятся сотрудничать с Москвой, чтобы обеспечить себе поставки. Представители Еврокомиссии предлагают дружно призвать Россию предоставить европейским компаниям доступ к газопроводам и разрешить им делать большие инвестиции в сырьевой сектор.
Неловкость, вызванная изолированными национальными курсами, распространилась и за пределы энергетического сектора. Недавно Европарламент принял сильно размытую редакцию закона, призванного помочь европейским поставщикам услуг беспрепятственно перемещаться по территории Союза. Некоторые государства, в том числе Польша, хотели бы, чтобы закон был гораздо строже.