На прицеле - квоты в 'Snam' и 'Enipower'. Два газопровода в Китае
МИЛАН - Паоло Скарони и Алексей Миллер, господа Eni и 'Газпром', вернуться к разговорам о соглашении по российскому газу, которое составляется вот уже год, в весьма неровных условиях. Они встретятся в пятницу в Милане, чтобы возобновить диалог, прерванный незадолго до Рождества. Первый вариант соглашения, подписанный в Вене в прошлом мае, был сведен к нулю пять месяцев спустя из-за противоречий между итальянским антимонопольным ведомством и коллегией аудиторов Eni. Запрету поспособствовала роль 'третьего лишнего', сыгранная Бруно Ментасти (Bruno Mentasti), предпринимателем из Бергамо, который посредством совместной с русскими компании должен был реализовывать 2 миллиарда кубометров этого газа итальянским потребителям. Сегодня имя Ментасти не произносится, но схема, относительно которой ведутся переговоры, похоже, не сильно изменилась.
Итальянскому колоссу требуется выторговать из Москвы поставки - почти 30 миллиардов кубометров в год до 2017 года, - получив большую возможность маневра в том, что касается условий поставки и фиксированную цену. Кроме того, Eni хотела бы развиваться за счет залежей, находящихся по ту сторону занавеса: Россия для этого - идеальная страна, благодаря богатым запасам газа и нефти многолетним деловым отношениям. Со своей стороны, русские требуют непосредственного доступа на рынок, к конечному потребителю (этого они уже добились во Франции и готовятся добиться в Великобритании и Германии), и одновременно готовы рассмотреть приобретение долей в газопроводах в Италии ('Snam Rete Gas') либо ведущих в Италию (говорят о 'Transmed' или 'Tag'). Переговоры, безусловно, не смогут завершиться в пятницу: слишком много моментов будет на столе переговоров, так что на административном совете Eni 30 марта этот вопрос не будет рассмотрен.
Совершенно ясно, что для 'Газпрома', чьи руководители встретятся также с верхами компаний 'Enel' и 'Edison', фундаментально важно, чтобы Eni оставил ему как минимум 2 миллиарда (кубометров) метана, чтобы продавать его в Италии, непосредственно или посредством дочерних компаний, за которыми могут стоять и частные интересы. Итальянцы требуют взамен возобновления контрактов (возможно, с меньшими пенями за недобор газа) и возможности осуществлять новые типы деятельности в России: амбиции нацелены на разведку и добычу, но российский рынок до сих пор квотирован, и на нем доминируют местные операторы; это подтверждает и повторяющийся отказ Владимира Путина от подписания европейской энергетической хартии, нацеленной на либерализацию. Более осуществимым представляется сотрудничество между Eni и 'Газпромом' в том, что касается строительства предприятий по разжижению 'синего золота' в России и параллельных газификационных предприятий в Италии или поблизости от нее.
Кремлевские аппаратчики решительно настроены на то, чтобы продолжать вести свою новую политику власти посредством метана. Вчера Путин и Миллер находились в Китае, с тем чтобы углубить энергетическое сотрудничество: они подписали 15 соглашений, в числе которых было и то, которое предусматривает строительство в течение 5 лет двух газопроводов, ведущих на север Китая, мощностью в 60-80 миллиардов кубометров. Встреча между российским президентом и китайским премьером Ху Цзиньтао носила все признаки создания новой силовой оси, которую можно было бы противопоставить американской оси в Тихом океане.
Российскую активность заклеймило Международное энергетическое агентство, которое опасается нарастания кризисов, связанных с поставками газа в Европу. 'Газпром' через несколько лет может начать испытывать трудности в выполнении существующих контрактов, речь идет о 80-90 миллиардах кубометров', - написал генеральный директор агентства Клод Мандил министрам энергетики стран 'семерки'. Это совсем ненамного меньше, чем половина всего российского экспорта за 2005 год. Мандил добавил, что для Европы, США и Японии энергетическая независимость 'абсолютно недостижима', а значит, надо постараться дифференцировать источники.