Белоруссия полна неожиданностей. Держатся несколько сот демонстрантов. Хотя цели их не столь масштабны, как, в свое время, в Грузии или на Украине, они все же могут заставить кажущуюся стабильной диктатуру, добившуюся почти советского результата на выборах с помощью почти советских методов, почувствовать неуверенность.
Без решимости и мужества таких демонстрантов смена режимов была бы невозможна нигде в мире. Но успех решает большое количество оппортунистов. Если они присоединяются к оппозиции, то диктатура обречена.
В Белоруссии есть только белорусский национализм, имеющий пока слабые корни, и население, большая часть которого отличается фатализмом, и которое охотно позволяет править собой сильному человеку. Но делать из этого вывод, будто Лукашенко действительно победил на выборах, было бы преждевременно. Надежных результатов опросов общественного мнения в условиях диктатуры не может быть, и общественное мнение может резко меняться. Как только создается впечатление, что режим испытывает затруднения, и оппортунисты переходят на другую сторону, мягче становится и аппарат репрессий. Самая большая опасность существует в момент непосредственно перед тем, когда диктатура думает, будто она в состоянии сохранить видимость стабильности.
В Минске, судя по всему, наступил решающий момент. Об этом свидетельствует, например, упорство демонстрантов и - как бы это цинично ни звучало - относительно незначительные для условий диктатуры репрессии. То, что при этом незаметно присутствие Запада, - оптический обман. Было и остается эффективным уже само присутствие наблюдателей ОБСЕ и западных средств массовой информации. Кроме того, внутри Белоруссии впечатление о слабости режима усиливают ограничения на въезд в страны ЕС.
Сколь неочевидна пока еще ситуация, свидетельствуют демонстранты, требующие от Запада большей солидарности. Они тем самым предвосхищают также свое будущее разочарование, от которого не уйти после смены фронтов большинством и строительства нового политического общества.
Автор материала преподает социологию в университете Потсдама.