На первый взгляд, эти газетные заголовки никак не связаны между собой: США и их союзники снова не сумели обеспечить себе поддержку в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) для предъявления ультиматума Ирану; активисты демократического движения Белоруссии выходят на улицы, чтобы осудить электоральный фарс, который продлил авторитарное правление Александра Лукашенко; государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) проводит в Австралии саммит по вопросам безопасности с участием коллег из этой страны и Японии. Однако эти заголовки, в совокупности с теми, в которых объявляется о тесных экономических и стратегических связях России и Китая в момент визита в Пекин президента Путина, дают прозрачный намек на то, как китайско-российская озабоченность политикой США в других регионах может пролонгировать тупиковую ситуацию в вопросе Ирана.
Китай и Россия тянут назад
Москва и Пекин блокируют усилия США и их союзников, направленные на принятие СБ ООН ультиматума Ирану с требованием не позднее 14 суток прекратить деятельность по обогащению урана, иначе мировое сообщество примет против него меры. Они хотят иметь больше времени для продолжения переговоров с Ираном и отправляют иранское ядерное досье обратно в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) вместо того, чтобы обсуждать этот вопрос в СБ ООН, где, как они считают, ощущение "кризиса" провоцирует конфронтационное отношение с обеих сторон. Без их поддержки невозможно принять заявление СБ ООН.
Их мотивы достаточно ясны. Стратегическая ставка Китая на иранский энергетический сектор делает для него неприемлемыми всеохватывающие санкции против Ирана. Собственные экономические связи России с Тегераном дают ей аналогичный, хотя и не настолько критически важный, побудительный мотив к тому, чтобы избегать санкций. Не менее важно и то, что обе противоборствующие стороны полны решимости не позволить СБ ООН снова стать платформой для конфронтации, каковым он являлся перед вторжением в Ирак. И хотя Россия и Китай привержены системе нераспространения ядерного оружия, в создании угрозы для которой обвиняется Иран, ни одна из этих стран, в отличие от США, не рассматривает Иран как серьезную стратегическую угрозу собственным интересам и влиянию.
'Сдерживание' Пекина?
В пекинских правящих кругах господствует мнение, что США хотят сдержать и ограничить превращение Китая в крупную геополитическую силу, соразмерную с его неуклонно растущей экономической мощью. Китайским официальным лицам не надо далеко ходить за примерами, так как "ястребы" в Вашингтоне не скрывают своего взгляда на Китай как на нарастающую угрозу. В январе прошлого года, после цунами, администрация Буша поначалу предложила оказать пострадавшему региону помощь в обход ООН, объединившись вместо этого с Японией, Австралией и Индией. В более позднее время высказывание государственного секретаря США Райс в Австралии о том, что "все мы в регионе, в особенности те из нас, кто является давними союзниками, несем общую ответственность и обязательство создать такие условия, при которых возвышение Китая будет позитивной силой в международной политике, а не негативной силой", подтолкнуло ее коллегу из Австралии, министра иностранных дел Александра Доунера (Alexander Downer), к заявлению о том, что "Мы не поддерживаем политику сдерживания Китая". Разумеется, высказывание Райс будет воспринято в Пекине именно как новое доказательство намерения США осуществлять стратегию "сдерживания" Китая.
Осторожность и враждебность Китая усиливают крепнущие связи между его давнишней немезидой, Японией, и США, особенно в свете того, что Вашингтон подталкивает Токио к усилению его военной роли в регионе. А между тем, недавний шаг президента Буша (George W. Bush), который даровал Индии - традиционному сопернику Китая - прощение за нарушение ею режима нераспространения ядерного оружия и обещал помощь ее программе мирного использования атомной энергии, вполне возможно, не способствовал США в вопросе получения китайской поддержки для санкций против Ирана.
Страхи Москвы
Неприятие США воскресных выборов в Белоруссии, которые европейские наблюдатели сочли мошенническими, вполне вероятно, было также воспринято Москвой как напоминание о том, что она рассматривает, как усилия Вашингтона по ограничению российского влияния на бывших советских территориях. "Пастельные" революции последних лет на Украине, в Грузии и в других местах породили ощущение, что США, поддерживая демократические восстания против пророссийских авторитарных правителей вроде белорусского лидера Александра Лукашенко, пытаются укрепить собственные позиции в традиционной сфере влияния Москвы. Россия ответила на это давлением на своих союзников в Средней Азии с тем, чтобы те дистанцировались от США. Узбекистан, к примеру, после того, как Вашингтон осудил нарушения прав человека режимом президента Ислама Каримова, потребовал от США закрыть главную авиабазу, которая обслуживала войска США в Афганистане.
Устранение разногласий между Москвой и Пекином
В июле прошлого года президенты Путин и Ху (Hu) обрушились на Вашингтон с резкой критикой, указав в совместном заявлении на то, что они не приемлют притязаний никакой страны на "монополию в мировых делах" и "навязывание другим моделей социального развития". Москва и Пекин, кажется, прошли большой путь со времен "холодной войны", когда, несмотря на общую приверженность коммунизму, эти две страны длительное время враждовали между собой, и эту вражду охотно использовали в своих интересах США. Сегодня их стратегический союз основан, прежде всего, на общем бизнесе - Китай хочет увеличить свою долю в экспорте российской нефти и природного газа; кроме того, значительная часть увеличивающегося военного бюджета Китая, по поводу которого сожалела Райс, будет потрачена на российское вооружение. Однако это все, кажется, диктует Москве и Пекину общую геополитическую повестку, одной из целей которой является сдерживание мощи США.
В Пекине на этой неделе Путин и Ху согласились координировать свои усилия "в решении ядерной проблемы Ирана посредством политических и дипломатических средств". Это, разумеется, является недвусмысленным желанием также США и их союзников. А это значит, что, если США хотят сделать Россию и Китай своими партнерами в отыскании выхода из тупиковой ситуации с ядерной программой Ирана, им, быть может, придется пойти навстречу этим странам в некоторых других областях.